Молчи, у тебя не было учителя!

6 Апрель 2021
2940

Человек, который вступил на путь поиска знаний, обязан получать их непосредственно в присутствии учителя, а не заниматься самообучением. Это является одной из основ приобретения знаний. Не разрешается человеку самостоятельно приступать к изучению наук, ему необходим учитель, который будет обучать и постепенно поднимать его.

Учителя для ученика являются его родителями в этом пути. Это его родословная. Так же, как человек относит себя к какому-то роду, предкам, которые являются его родословной по крови, учёные и учителя являются для человека духовной роднёй, его родителями в религии и в шариатских знаниях. Человек, который не имеет отца, является самозванцем по родословной, и также тот, кто не имеет учителя, является самозванцем в шариатских науках.

В наше время всё перевернулось вверх дном; похвала превратилась в порицание, а порицание – в похвалу. В наше время мы хвалим человека, который не имеет учителя, называя его самородком. Вот так порицаемое превратилось в похвальное.

Получается, мы говорим: «Этот человек очень остроумный, и его ум довёл его до этого уровня», а по факту это перемена сути вещей. Я расскажу в очень сокращённой форме два случая из жизни великих людей.

1. Однажды имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), будучи в оковах, находился перед халифом Муътасимом, рядом с ним стоял зачинщик смуты тех дней Ахмад Ибн Аби Дуад. Правитель правоверных Муътасим сказал имаму Ахмаду, указывая на Ахмада ибн Аби Дуада: «Скажи ему что-нибудь».

Имам Ахмад в ответ сказал ему сокрушительные слова: «Как я могу поговорить с тем, кого я никогда не видел возле дверей учёного?» На того, кто не имел учителя, кого не видели у дверей учёных, и кто не сидел перед ними, не обращают внимания, с ним даже не разговаривают. Он не достоин этого.

2. Кайраван – город в Тунисе, на самом севере Африки. Там жил учёный Абу Джа‘фар Давуди. Кади ‘Ияз привёл его биографию в своей книге «Тартибуль Мадарик» и похвалил его в разных областях науки. Однако он написал: «Но он не обучался у учителя, который бы дал ему понимание религии».

Ещё он пишет, что Абу Джа‘фар Давуди переехал из своего города Кайраван и написал письмо учёным, которые остались там, чтобы они не оставались под гнётом убайдитов. Учёные Кайравана написали ему в ответ пару слов: «Молчи, у тебя не было учителя!»

Кади ‘Ияз, комментируя эти слова, сказал, что это было порицание за то, что он не приобрёл знания у факихов. Они ему сказали: «Молчи, у тебя не было учителя!» !!!!! Как же сокрушительны эти слова!

На человека, у которого нет отца в науках, нет шейха, который его обучал бы, который его воспитывал бы, не обращают внимания, с ним никогда не считаются, и у него множество ошибок.

Имам Давуди совершил одну из грубейших ошибок в своей жизни. Хотя, если задать поиск в программе «Мактабат аш-шамиля» в книге «Фатх Аль Бари» имама Ибн Хаджара Аль-Аскаляни, мы найдём сотни ссылок Ибн Хаджара на этого Давуди, потому что Давуди также написал комментарий к труду «Сахих Аль-Бухари».

Но, несмотря на это, он оступился и сделал огромную ошибку, которую не допускают даже начинающие студенты. И что же это? Абу Джа‘фар Давуди и имам Ибн Джарир Ат-Табари разошлись в понимании одного вопроса. Да будет доволен Аллах ими всеми. Что же сделал Абу Джа‘фар Давуди, который не получил знания от учителей? Он обвинил имама Табари в неверии! Разве простой студент на такое способен? Нет! Однако этот человек, какой бы высокой степени он ни был, сделал эту ошибку.

Поэтому на человека, у которого нет учителя, который его обучал бы, который его воспитывал бы и помогал ему постепенно подниматься по ступенькам знаний, не обращают внимания, чего бы он ни достиг, сколько бы книг он ни написал и кем бы он ни стал.

Из выступления Мухаддиса Мухаммада Аввамы (да хранит его Аллах)

Подготовил Муса Багилов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.