Что должен делать разгневавшийся человек?

30 Сентябрь 2021
1916

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) завещал нам никогда не гневаться, кто бы нас ни обижал, притеснял или причинял нам зло. Верующий должен придерживаться благонравия, кротости и терпения и приучать свою душу переносить те обиды, которые могут нанести ему люди своими словами и поступками.

Если человеку удастся овладеть своим нафсом, он сможет переносить приступы гнева с помощью своего благонравия и противопоставить им кротость, терпение и знание о том, что это приведёт к хорошему исходу.

В большинстве случаев многие из нас не в состоянии не поддаваться гневу, но мы должны стараться в это время не говорить, не совершать ничего запретного, к чему подталкивает гнев. Если человек в этот момент удержит себя от вредных проявлений гнева, это будет означать, что он будто бы и не гневался.

 

Как же мы можем избавиться от гнева и не совершать злодеяния в порыве ярости? Как мы можем избежать пути шайтана?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал нам о том, что сможет исцелить нас от этой скверной болезни. В этой статье мы приведём несколько методов лечения этого недуга.

 

1. Взывание о помощи к Всевышнему за защитой от проклятого шайтана

От Сулаймана ибн Сурада (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كُنْتُ جَالِسًا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَرَجُلَانِ يَسْتَبَّانِ، فَأَحَدُهُمَا احْمَرَّ وَجْهُهُ، وَانْتَفَخَتْ أَوْدَاجُهُ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنِّي لَأَعْلَمُ كَلِمَةً لَوْ قَالَهَا ذَهَبَ عَنْهُ مَا يَجِدُ، لَوْ قَالَ: أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ، ذَهَبَ عَنْهُ مَا يَجِدُ

«Однажды, когда я сидел в обществе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые, он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “А’узуби-Ллаһи мин аш-шайтани-р-раджим (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана)” — то перестал бы гневаться». (Бухари, 3282; Муслим, 2610; Абу Дауд, 4781; Ибн Хиббан, 5692)

 

2. Молчание

Если человек в пылу гнева заговорит, он может оскорбить и обидеть кого-то. В таком состоянии человек может произнести даже такие слова, которые выведут его из религии. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) повелел нам молчать в этот момент.

Ибн ‘Аббас передал хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

‌عَلِّمُوا، ‌وَيَسِّرُوا، ‌وَلا ‌تُعَسِّرُوا، وَإِذَا غَضِبَ أَحَدُكُمْ فَلْيَسْكُتْ

«Обучайте, облегчайте, а не создавайте затруднения. Если кто-нибудь из вас разгневается, пусть замолчит». (Имам Ахмад, 2136; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 7935)

 

3. Изменение своего положения

Если рассердившийся человек стоит, то ему следует сесть. Благодаря этому его гнев может пройти. Если и в сидячем положении он не может успокоиться, ему нужно лечь.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا غَضِبَ أَحَدُكُمْ وَهُوَ قَائِمٌ فَلْيَجْلِسْ، فَإِنْ ذَهَبَ عَنْهُ الْغَضَبُ وَإِلَّا فَلْيَضْطَجِعْ

«Если кто-нибудь из вас разгневается и в это время стоит, пусть сядет. Если же гнев не пройдёт, пусть ляжет». (Имам Ахмад, 21348; Абу Дауд, 4782; Ибн Хиббан, 5688)

Если человек, находясь в состоянии сильного гнева, сядет или ляжет, то он не сможет натворить что-либо такое, о чём будет потом сожалеть. Надо терпеливо переносить обиды и беспокойства. Причину нанесённых обид верующему нужно искать в собственных грехах и недостатках.

 

4. Омовение

От ‘Атыййи (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِنَّ الْغَضَبَ مِنَ الشَّيْطَانِ، وَإِنَّ الشَّيْطَانَ خُلِقَ مِنَ النَّارِ، وَإِنَّمَا تُطْفَأُ النَّارُ بِالْمَاءِ، فَإِذَا غَضِبَ أَحَدُكُمْ فَلْيَتَوَضَّأْ

«Поистине, гнев от шайтана, а шайтан сотворён из огня, и, поистине, огонь тушат водой. Посему, когда кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение». (Имам Ахмад, 17985; Абу Дауд, 4784).

 

5. Напоминание себе о награде тому, кто сдерживает свой гнев

Помните, что тому, кто сдержал свой гнев, имея возможность излить его, Всевышний Аллах обещал в жёны райских гурий. А райских гурий в жёны получит только тот, кто войдёт в Рай.

От Муаза Ибн Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ ‌كَظَمَ ‌غَيْظًا ‌وَهُوَ ‌قَادِرٌ ‌عَلَى ‌أَنْ ‌يُنْفِذَهُ، دَعَاهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَلَى رُءُوسِ الْخَلَائِقِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُخَيِّرَهُ اللَّهُ مِنَ الْحُورِ الْعِينِ مَا شَاءَ

«В День Воскрешения Всевышний Аллах, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает». (Имам Ахмад, 15637; Ибн Маджах, 4186; Абу Давуд, 4777; Тирмизи, 2021)

Если верующий желает прожить свою жизнь без проблем, ищет в этом мире счастье и хочет найти дорогу, которая приведёт его к Раю, пусть не гневается, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не гневайся, и будет тебе Рай». (Табарани, «Аль-Му‘джам Аль-Авсат», 2353)

Это завещание нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), которое должны исполнять те, кто следует его пути, если они желают добиться успеха в этом мире и в мире ином. Исполнив это завещание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), верующий защищает себя от гнева Аллаха.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Амра ибн Аль-‘Аса (да будет доволен им обоими Аллах) передаётся, что он спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что защищает его от Гнева Всевышнего, и он ответил:

‌لَا ‌تَغْضَب

«Не гневайся». (Имам Ахмад, 6635; Ибн Хиббан 296)

Лучшим из верующих является тот, чьи желания и устремления соответствуют тому, что принёс с собой Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а гнев его направлен на то, чтобы истинное одержало победу над ложным.

Худшим же из людей является тот, кто поддаётся влиянию своих желаний и своего гнева, позволяет силе страсти и силе гнева доводить себя до дурного и не может обуздать свой нафс в тот момент, когда им овладевает гнев.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle