После долгого отчёта в Судный день все люди будут отправлены в Рай или Ад. Часть людей по милости Всевышнего войдёт в Рай, а другая часть войдёт в Ад, чтобы получить наказание, которое им предписал Аллах.
Всевышний Аллах обещал Рай тем, кто уверовал в Него и в Его Посланника ﷺ, исполнял Его предписания и не нарушал Его запреты, а тем, кто не уверовал, Он обещал Ад. Даже если неверующий творил в этом мире добро, он всё равно попадёт в Ад за то, что отказался уверовать в своего Создателя.
Также те верующие, которые не соблюдали предписания Всевышнего и нарушали его запреты, будут отправлены в Ад, если в Судный день Аллах не простит их грехи. Однако тот, кто покинул этот мир уверовавшим (с иманом) не останется вечно в Аду. Получив соответствующее наказание и искупив свои грехи, он выйдет из Ада.
От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ وَأَهْلُ النَّارِ النَّارَ، يَقُولُ اللهُ: مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ مِنْ إِيمَانٍ فَأَخْرِجُوهُ، فَيَخْرُجُونَ قَدِ امْتَحَشُوا وَعَادُوا حُمَمًا، فَيُلْقَوْنَ فِي نَهَرِ الْحَيَاةِ، فَيَنْبُتُونَ كَمَا تَنْبُتُ الْحِبَّةُ فِي حَمِيلِ السَّيْلِ
«После того как обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада отправятся в огонь Ада, Аллах скажет: "Выведите тех, у кого в сердце было веры хоть на вес горчичного зерна", и их выведут оттуда обожжёнными и превратившимся в угли, а потом бросят в реку жизни, и они станут расти, подобно тому, как прорастает семя, принесённое потоком». (Бухари, 6560; Муслим, 184; Ибн Хиббан, 182)
Последним же, кто будет выведен из Ада и наконец-то войдёт в Рай, станет мужчина, который будет идти, спотыкаясь, и огонь время от времени будет обжигать его. Когда его выведут из Ада, он сначала будет просить у Всевышнего только облегчения своего состояния, но, увидев, что дальше всё лучше и лучше, он станет просит большего, пока не попросит ввести его в Рай.
От ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Последним, кто войдёт в Рай, будет мужчина, который будет то идти, то ползти, время от времени его будет обжигать огонь. И когда он минует его (огонь Ада), он обернётся к нему и скажет: "Благословен Тот, Кто избавил меня от тебя! Аллах даровал мне то, чего не даровал ни одному, как среди первых, так и среди последних".
И будет выращено для него дерево, и он скажет: "О Господь мой, приблизь меня к этому дереву, чтобы я мог укрыться в его тени и испить его соков". Аллах спросит: "О сын Адама! А может ли случиться так, что если Я дам тебе это, то потом ты попросишь у Меня ещё?"
Он ответит: "Нет, о Господь мой". И он станет давать Аллаху обещания, что не попросит Его больше ни о чём, кроме этого. И Господь простит его, потому что тот будет смотреть на то, от чего он теряет терпение, и Аллах приблизит его к нему (к дереву), и тот укроется в его тени и напьётся его соков.
Затем для него будет выращено другое дерево, прекраснее первого, и он скажет: "О Господь мой, приблизь меня к этому дереву, чтобы я напился его соками и укрылся в его тени, и ни о чём другом я больше Тебя не буду просить". Всевышний скажет: "О сын Адама, разве ты не давал Мне обещания, что не станешь просить у Меня больше ни о чём?", и спросит: "А если Я приближу тебя к нему, ты попросишь у Меня ещё что-то?"
И он принесёт Всевышнему обещание, что больше ни о чём Его просить не станет. И Господь простит его, потому что тот (принося эти клятвы) будет смотреть на то, от чего теряет терпение. И Всевышний приблизит его к нему (дереву), и тогда он укроется в его тени и напьётся его соков.
Затем для него у ворот Рая будет выращено ещё дерево, прекраснее первых двух, и он скажет: "О Господь мой, приблизь меня к нему, чтобы я укрылся в его тени и напился его соков, и ни о чём больше я Тебя не попрошу".
Всевышний опять скажет ему: "О сын Адама, разве ты не дал Мне обещания, что ни о чём Меня больше просить не станешь?" Тот ответит: "Да, о Господь мой! Выполни эту просьбу, и я уже точно ни о чём более не попрошу Тебя". И Господь простит его, потому что тот будет смотреть на то, от чего он будет терять терпение, и Он приблизит его к нему.
И когда он приблизится к нему (дереву у ворот Рая), то, услышав голоса обитателей Рая, скажет: "О Господь мой, заведи меня в него". И Всевышний ему скажет: "О сын Адама, когда же ты отстанешь от Меня? Будешь ли ты доволен, если Я дам тебе весь ближний мир и столько же ещё вместе с ним?" Тот скажет: "О Господь мой, Ты издеваешься надо мной, будучи Господом миров?"»
Тут Ибн Мас’уд, который рассказал этот хадис, засмеялся и спросил: «Не спросите ли вы у меня, из-за чего я смеюсь?» Они спросили: «Из-за чего ты смеёшься?» Он ответил: «Так же засмеялся Посланник Аллаха ﷺ и люди его спросили: "Почему ты смеёшься, о Посланник Аллаха?" А он ответил: "Из-за смеха Господа миров, когда тот человек сказал: “Ты издеваешься надо мной, будучи Господом миров?!” И Всевышний ответил: “Поистине, Я не издеваюсь над тобой, просто Я властен сделать то, что желаю!”"». (Муслим, 187)
Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе рассказал о человеке, который последним выйдет из Ада, и о том, каким образом он попадёт в Рай и получит его благодеяния. Стоит отметить, что Всевышний даст этому человеку блага, равные благам этого мира в двойном объёме.
В другой версии этого хадиса, которую также передаёт имам Муслим от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), сообщается:
فَيَقُولُ اللهُ لَهُ: اذْهَبْ فَادْخُلْ الْجَنَّةَ، فَإِنَّ لَكَ مِثْلَ الدُّنْيَا وَعَشَرَةَ أَمْثَالِهَا
«И тогда Всевышний Аллах скажет ему: "Ступай и войди в Рай, и, поистине, там будет даровано тебе количество благ, равное всему этому миру (дунья), и ещё в десять раз больше"». (Муслим, 186)
В разных хадисах сообщается о разном количестве благ, которые будут дарованы Всевышним человеку, последним вышедшему из Ада и вошедшему в Рай. Всевышний Аллах знает их точное количество.
Некоторые учёные знают и имя человека, которые последним выйдет из Ада. Они сказали, что его будут звать Ханнад.
Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир шарх Аль-Джами‘ ас-сагир» пишет об этом следующее:
«При Хасане Аль-Басри (да будет доволен им Аллах) упомянули, что последним из Ада выйдет человек по имени Ханнад, которого промучают в пламени Ада тысячу лет. Несмотря на столь долгий срок пребывания, он, не потеряв надежды на спасение, взывал: "Я Ханнан! Я Маннан!"
Услышав этот рассказ, Хасан Аль-Басри заплакал и сказал: "Как бы я хотел быть этим Ханнадом". Люди были крайне удивлены его словам. Тогда он сказал: "Горе вам! Разве однажды он не выйдет (из Ада)?"».
Хасан Аль-Басри тем самым подчеркнул, что этот человек гарантированно спасётся от огня Ада, хотя бы через тысячу лет, а мы не знаем, выйдем ли вообще из него. Да спасёт нас Всевышний Аллах от огня Ада и всего плохого.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».