Каким был первый грех, совершённый человеком на земле?

10 Сентябрь 2022
5358

Всевышний создал людей несовершенными и грешными. Любой человек может ошибиться, оступиться. Никто из людей, кроме пророков (мир им), не застрахован от грехов и ошибок, такова человеческая натура. Для верующего это является испытанием его веры.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ لَمْ تُذْنِبُوا لَذَهَبَ اللَّهُ بِكُمْ ، وَلَجَاءَ بِقَوْمٍ يُذْنِبُونَ فَيَسْتَغْفِرُونَ اللَّهَ فَيَغْفِرُ لَهُمْ

«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы вы не грешили, Аллах обязательно истребил бы вас и привёл таких людей (другую общину), которые стали бы грешить и просить Всевышнего Аллаха о прощении, а Он стал бы прощать их». (Муслим, 4942)

Но это не означает, что мы обязательно должны грешить. Человек, напротив, должен остерегаться грехов и всегда стараться не совершать их, а также очищать свою душу от дурных нравов, толкающих на грех. А если настоящий мусульманин совершил грех, он сразу должен попросить прощения и принести покаяние.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كُلُّ ابْنِ آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ

«Все потомки Адама (мир ему) ошибаются (совершают грехи), а лучшими из ошибающихся (из грешников) являются часто кающиеся (которые часто приносят покаяние)». (Тирмизи, 2499; Ибн Маджа, 4251)

Человек подвержен множеству духовных пороков, но причиной его грехов чаще всего выступает зависть. Следовательно, зависть является одной из самых дурных черт человеческого характера, толкающих его на грехи.

Зависть считается одним из самых страшных грехов, потому что это, по сути, недовольство тем, как Всевышний Аллах распределил Свою милость, и неприятие того, чем Он одарил другого человека. Ведь зависть и есть желание, чтобы человек, являющийся объектом зависти, лишился благ, которые были ему дарованы Всевышним.

Зависть также является одним из самых древних грехов, который впервые был совершён на небесах. Проклятый Иблис, который до этого был известен как праведник и правоверный, позавидовал пророку Адаму (мир ему) и совершил страшный грех. Из-за своей гордости и зависти Иблис отказался совершить поклон Адаму (мир ему) и был низвергнут с небес.

Из этого вытекает, что завистник не только выражает недовольство предопределением Аллаха, но и следует в совершении этого греха своему самому заклятому врагу – Иблису. Подумайте только, как верующий может быть завистником и иметь такой же дурной нрав, как у Иблиса?

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَلَا يَجْتَمِعُ ‌فِي ‌جَوْفِ ‌عَبْدٍ ‌الإِيمَانُ ‌وَالْحَسَدُ

«Не сочетаются в сердце раба иман (вера) и зависть». (Ибн Хиббан, 346)

Поэтому верующий должен остерегаться зависти и облагораживать свой нрав, чтобы окончательно избавиться от этого дурного качества. Ведь помимо этого зависть уничтожает его благие деяния.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِيَّاكُمْ وَالْحَسَدَ، ‌فَإِنَّ ‌الْحَسَدَ ‌يَأْكُلُ ‌الْحَسَنَاتِ كَمَا تَأْكُلُ النَّارُ الْحَطَبَ - أَوْ قَالَ: الْعُشْبَ

«Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает благие деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова (или: траву)». (Абу Дауд, 4903; Байхаки, «Шуб аль-Иман», 6184)

Зависть стала одним из самых древних грехов не только на небесах, но и на Земле. Первое убийство, которое совершил человек на Земле, произошло из-за зависти.

Когда Всевышний не принял пожертвования одного из сыновей Адама (мир ему), ему это очень не понравилось. Иблис, давший себе слово вводить в заблуждение людей, не упустил возможности внести раздор между братьями. Иблис заложил в сердце Кабиля зависть и ненависть к своему брату Хабилю, у которого Всевышний принял пожертвование. Эта зависть привела к страшной беде – Кабиль убил родного брата. Подобно этому случаю первопричиной самых страшных бед в истории человечества была и остаётся зависть. С древних времён и до сегодняшнего дня зависть продолжает приводить человечество к личным и социальным трагедиям.

Имам Абу ‘Абдиллах Аль-Куртуби в своей книге «Аль-Джами‘ фи ахкам аль-Куръан» пишет об этом следующее:

«Ибн Мас‘уд сказал: "Не враждуйте с благами Аллаха". Его спросили: "Кто же враждует с благами Аллаха?" Он ответил: "Те, кто завидует людям в том, что даровал им Аллах из Своей милости".

Всевышний Аллах в некоторых Своих писаниях говорит: "Завистник – враг моих благ, он выражает негодование Моим решениям, недоволен Моим распределением".

Также говорят: "Зависть – это первый грех, который был совершён на небесах, и первый грех, который был совершён на земле. Что касается греха, совершённого на небесах, то это зависть Иблиса к Адаму (мир ему). А что касается греха, совершённого на земле, то это зависть Кабиля к Хабилю"».

Абу Аль-Фарадж Ибн Аль-Джавзи в своей книге «Зад аль-Масир фи ‘ильм ат-Тафсир» также пишет:

«Зависть является самой низкой (подлой) чертой характера. Первым грехом, совершённым на небесах, была зависть Иблиса к Адаму (мир ему), а первым грехом, совершённым на Земле, была зависть Кабиля к Хабилю».

Почему же люди завидуют друг другу? Почему мы не можем быть довольным тем, чем нас наделил Аллах, и нам всегда хочется большего? Почему нам недостаточно того, что мы имеем? Почему многие из нас не благодарят Всевышнего Аллаха за те блага, которые Он нам даровал? Почему мы думаем и мечтаем только о том, чего у нас нет, и не замечем стольких благ и милостей, которыми нас одарил Господь?

Человек, конечно, может мечтать о достатке и желать себе блага. В этом нет ничего предосудительного, если вместе с этим он не желает лишить кого-то его благ – в таком случае его мечты и желания превращаются в зло.

Зависть — это зло, которое лишает человека душевного спокойствия, делает его сердце чёрствым и в конце концов превращает человека в одержимого. Завистливый человек не согласен с тем, что Аллах дал какие-то блага другому человеку и не дал их ему, тем самым он бросает вызов своему Господу.

Зависть так губительна, что именно она погубила Кабиля и стала причиной совершения первого убийства на земле. В основе совершённого Иблисом греха на небесах лежала зависть. Это всё свидетельствует о том, что зависть – это опасный грех, от которого должен отдалиться каждый верующий.

Муслим Абдулаев

 

 

Смотрите также:

Простит ли Аллах того, кто постоянно совершает один и тот же грех?

Ширк - самый тяжкий грех

Я совершил ужасный грех…

Второй самый большой грех в Исламе

Причины, по которым малые грехи становятся большими

Когда грех лучше, чем поклонение?

Этот тяжкий грех мы часто совершаем, не задумываясь...

Обзывать других – неверие или грех?

В Судный день искупить этот грех будет тяжелее всего \ Видео

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.