В чём заключается долг отца перед ребёнком?

1 Февраль 2024
8179

Ребёнок – это аманат от Всевышнего Создателя, данный родителям на хранение. Потому каждый родитель должен хранить ребёнка, как самое дорогое сокровище, и воспитать его достойным человеком.

Когда маленький человек рождается, он приходит в этот мир с чистой душой и сердцем, готовым принимать всё, что ему передаётся, и следовать всему, что ему предлагают. Он как чистый лист, на котором можно написать и хорошее, и плохое.

Если ребёнок с малых лет научится хорошему и вырастет достойным человеком, это будет счастьем в обоих мирах, прежде всего для его родителей, а потом и для каждого, кто принимал участие в его воспитании и обучении. А если он научится чему-то дурному, то это большое несчастье для них, и вина за это ляжет на его отца или опекуна.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الفِطْرَةِ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ، أَوْ يُنَصِّرَانِهِ، أَوْ يُمَجِّسَانِهِ

«Каждый ребёнок рождается мусульманином (с врождённым Исламом [фитрой]), а уже потом родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Имам Ахмад, 7712; Бухари, 1375; Муслим, 2658; Абу Давуд, 4714)

Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, родители, прежде всего его отец, должны выполнять все свои обязанности перед ним. Долг отца перед ребёнком заключается в следующем:

 

1. выбор хорошей религиозной матери;

Исполнять свои обязанности перед ребёнком отец должен начать задолго до его рождения. Прежде всего отцу следует выбрать хорошую мать для своих детей. Точно так же и мать должна выбрать своему ребёнку достойного отца.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 ‌تُنْكَحُ ‌الْمَرْأَةُ ‌لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا، وَلِحَسَبِهَا، وَلِجَمَالِهَا، وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ

«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки»[1]. (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Тирмизи, 1086)

 

2. следование сунне в супружеских отношениях;

Если во время зачатия не следовать рекомендациям, которые предписывает сунна Пророка ﷺ, то в этот момент шайтан может вмешаться в процесс зачатия и навредить будущему ребёнку.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

لَوْ أَنَّ أَحَدَهُمْ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَأْتِيَ أَهْلَهُ قَالَ: بِاسْمِ اللهِ، اللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا، فَإِنَّهُ إِنْ يُقَدَّرْ بَيْنَهُمَا وَلَدٌ فِي ذَلِكَ لَمْ يَضُرَّهُ شَيْطَانٌ أَبَدًا

«Если кто-либо из вас скажет перед вступлением в половую близость со своей женой: "Бисмилляhи, Аллаhумма джаннибна-ш-шайтан ва джанниби-ш-шайтана ма разактана (С именем Аллахa! О Аллах, защити от нас шайтана и отгони шайтана от того, чем ты нас наделил)", и если в этот момент будет зачат ребёнок, то шайтан никогда не сможет причинить ему вред». (Бухари, 6388; Муслим, 1434)

 

3. следование всем предписаниям, связанным с рождением ребёнка:

- чтение азана и икамата;

Сразу же после рождения ребёнка отцу желательно прочитать в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат. Смысл этого заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его  Посланника ﷺ, а также призыв к служению Аллаху.

От Аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ وُلِدَ لَهُ مَوْلُودٌ فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى رُفِعَتْ عَنْهُ أُمُّ الصَّبِيَّاتِ

«Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икамат – в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм ас-Сабийят». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8254)

- тахник;

Также отцу желательно протереть дёсны младенца мякотью спелого финика. Если нет возможности использовать финик, можно использовать для тахника любую сладость, чтобы первым вкусом, который новорождённый попробует в этой жизни, была сладость. Лучше всего доверить ритуал тахника человеку богобоязненному, праведному, учёному, честному, доброму.

От Абу Бурайды передаётся, что Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал:

وُلِدَ لِي غُلاَمٌ، فَأَتَيْتُ بِهِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَسَمَّاهُ إِبْرَاهِيمَ، فَحَنَّكَهُ بِتَمْرَةٍ، وَدَعَا لَهُ بِالْبَرَكَةِ، وَدَفَعَهُ إِلَيَّ

«Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку ﷺ, который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник фиником, призвал на него благословение и отдал его мне». (Бухари, 5467)

- бритьё головы;

На седьмой день новорождённому желательно сбрить волосы на голове. Эти волосы следует собрать, взвесить и раздать беднякам и нуждающимся в качестве милостыни количество золота или серебра, соответствующее весу этих волос.

От Мухаммада ибн ‘Али ибн Аль-Хусайна передаётся, что ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:

عَقَّ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الحَسَنِ بِشَاةٍ، وَقَالَ: يَا فَاطِمَةُ، احْلِقِي رَأْسَهُ، وَتَصَدَّقِي بِزِنَةِ شَعْرِهِ فِضَّةً

«Посланник Аллаха ﷺ зарезал акику за Хасана и сказал: "О Фатима, обрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос"». (Тирмизи, 1519)

- имянаречение;

Также отцу следует на седьмой день дать ребёнку хорошее имя. Имянаречение является важным событием в жизни ребёнка, ибо имя является составной частью как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание этому вопросу.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَ بِتَسْمِيَةِ المَوْلُودِ يَوْمَ سَابِعِهِ وَوَضْعِ الأَذَى عَنْهُ وَالعَقِّ

«Пророк ﷺ велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву на седьмой день после рождения». (Тирмизи, 2832)

- жертвоприношение, акика;

Акика – это принесение в жертву за новорождённого одной или двух овец и раздача мяса бедным и нуждающимся. Совершить акику лучше всего на седьмой день от рождения. Желательно делать это как при рождении мальчика, так и девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно зарезать две овцы, а при рождении девочки достаточно одной.

От Самуры ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كُلُّ غُلَامٍ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ السَّابِعِ، وَيُحْلَقُ رَأْسُهُ، وَيُسَمَّى

«Каждый новорождённый ребёнок зависит от жертвоприношения (акики), которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя». (Ибн Маджах, 3165)

Также от Хафсы бинт Абдуррахман передаётся, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنْ نَعُقَّ عَنِ الْغُلَامِ شَاتَيْنِ، وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةً

«Посланник Аллаха ﷺ повелел принести в жертву (совершить акику) за мальчика двух овец, а за девочку – одну». (Ибн Маджах, 3163)

- выбор хорошей кормилицы или няньки.

Если возникла необходимость нанять кормилицу или няньку для ребёнка, отец должен выбрать для этого хорошую богобоязненную женщину, которая не употребляет в еду недозволенное (харам) и не приближается к запретному.

Тем не менее, предпочтительнее всего, чтобы ребёнка кормила сама мать, потому что молоко родной матери больше всего подходит ребёнку. Также следует, чтобы о ребёнке заботилась (сидела с ним) его родная мать, особенно в младенчестве, ибо никто и ничто в этом мире не заменяет ребёнку родную мать.

 

4. воспитание;

Одна из важнейших обязанностей отца перед ребёнком – дать ему хорошее воспитание, ведь лучшее, что может дать отец своему ребёнку – это хорошее воспитание.

От Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:‌

لَأَنْ ‌يُؤَدِّبَ ‌أَحَدُكُمْ وَلَدَهُ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَتَصَدَّقَ كُلَّ يَوْمٍ بِنِصْفِ صَاعٍ عَلَى مَسَاكِينَ

«Если кто-либо из вас будет воспитывать своего ребёнка как положено (в соответствии с шариатом), то он за это получит больше блага, чем если он будет каждый день давать милостыню беднякам в размере половины са’ а». (Тирмизи, 1951; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Кабир», 2032; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 8655)

 

5. обучение;

Отец должен научить детей основам религии, всем видам поклонения, особенно намазу. Также надо обучить детей чтению Корана и всему необходимому в жизни и религии.

Отец должен не только обучить детей намазу и другим видам поклонения, но и приучить практиковать их, пока они сами не научатся полноценно совершать их. Также следует брать сына вместе с собой в мечеть на джамаат-намазы, общие уроки и проповеди.

Помимо этого, отцу следует обучить сына плаванию, стрельбе из лука и верховой езде (в наше время – вождению автомототранспорта) и тренировать его тело, чтобы в любой момент он был готов к защите Родины.

От Абу Рафи‘ (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

حَقُّ الوَلَدِ على الوالِدِ أن ‌يُعَلِّمَه ‌الكِتابَةَ والسِّباحَةَ والرَّمىَ وأن يوَرِّثَه طَيِّبًا

«Право ребёнка – получить от отца обучение письму, плаванию, стрельбе из лука и завещание совершать благое». (Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 19772)

 

6. обеспечение

На отце лежит обязанность полностью материально обеспечивать ребёнка (дать пропитание, крышу над головой, одежду и т. п.), исключением могут быть случаи, когда сам ребёнок владеет средствами, достаточными для своего обеспечения. Вместе с этим средства на обеспечение ребёнка должны быть халяльными, заработанными дозволенным путём.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَمَنْ ‌سَعَى ‌عَلَى زَوْجٍ أَوْ وَلَدٍ لِيَكُفَّهُمْ وَيُغْنِيَهِمْ عَنِ النَّاسِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ

«И тот, кто старается (заработать) для супруги или детей, чтобы удержать их от запретного и избавить от нужды в людях, находится на пути Аллаха». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат», 8630)

 

7. быть хорошим примером;

Отец и мать дома и за его пределами должны стать для своих детей лучшим примером, которому они будут подражать. Ведь дети учатся, подражая и следуя действиям своих родителей, намного больше, чем их словам и наставлениям.

 

8. равное и справедливое отношение ко всем детям;

Отец должен соблюдать равенство между своими детьми, не предпочитая ни в чём одного из них другим. Даже любовь, сострадание и доброе отношение ко всем детям должны быть равными, не говоря уже о подарках и материальных ценностях.

От Ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся хадис:

أَعْطَانِي أَبِي عَطِيَّةً، فَقَالَتْ عَمْرَةُ بِنْتُ رَوَاحَةَ: لاَ أَرْضَى حَتَّى تُشْهِدَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَتَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنِّي أَعْطَيْتُ ابْنِي مِنْ عَمْرَةَ بِنْتِ رَوَاحَةَ عَطِيَّةً، فَأَمَرَتْنِي أَنْ أُشْهِدَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: أَعْطَيْتَ سَائِرَ وَلَدِكَ مِثْلَ هَذَا؟، قَالَ: لاَ، قَالَ: فَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْدِلُوا بَيْنَ أَوْلاَدِكُمْ، قَالَ: فَرَجَعَ فَرَدَّ عَطِيَّتَهُ

«Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала: "Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь Посланника Аллаха ﷺ засвидетельствовать этот дар". Тогда мой отец пришёл к Посланнику Аллаха и сказал: "Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о Посланник Аллаха".

Пророк ﷺ спросил: "А сделал ли ты такие же подарки всем остальным своим детям?" Мой отец ответил: "Нет". Тогда Пророк ﷺ сказал: "Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям", – после чего мой отец вернулся и забрал свой подарок». (Бухари, 2587)

 

9. женить (выдать замуж).

Отец должен женить сына на хорошей девушке и выдать дочь за хорошего человека, когда они достигают физической зрелости. Невесту для сына, а также жениха для дочери следует выбирать, учитывая прежде всего их религиозность и праведность.

От Абу Са‘ида и Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ وُلِدَ لَهُ وَلَدٌ فَلْيُحْسِنِ اسْمَهُ وَأَدَبَهُ، فَإِذَا بَلَغَ فَلْيُزَوِّجْهُ، فَإِنْ بَلَغَ وَلَمْ يُزَوِّجْهُ فَأَصَابَ إِثْمًا، فَإِنَّمَا إِثْمُهُ عَلَى أَبِيهِ

«Кто имеет детей, должен дать им хорошие имена и воспитание, когда же они достигнут зрелости, нужно женить их (выдать замуж). Если и по достижении зрелости родители не женили их (не выдали замуж) и по этой причине они совершили грех, то этот грех будет на их отце». (Байхаки, «Шуабуль аль-иман», 8299)

Стоит отметить, что отец должен женить детей и организовать им свадьбу из дозволенных средств, не допускать во время свадьбы распития спиртных напитков, недозволенную музыку, песни и пляски, а также другие запретные свадебные мероприятия.

После женитьбы отцу непозволительно бросить детей и предоставлять их самим себе. Надо и после женитьбы учить их семейной жизни, вести хозяйство и направлять ко всему, что принесёт им пользу в этой и последующей жизни. Необходимо часто посещать их, ходить в гости и не ослаблять с ними родственные связи.

Если отец выполнит все эти обязанности перед ребёнком, он исполнит свой долг перед ребёнком, и Всевышний Аллах будет им доволен, а ребёнок будет благодарен ему и вырастет послушным и почтительным к своим родителям достойным человеком.

В противном случае, если отец упустил какую-то из своих обязанностей, ему не стоит ждать от своего ребёнка послушания и почтительного отношения. И пусть винит в этом не ребёнка, а самого себя.

Муслим Абдулаев

 

Фото: ru.freepik.com

 

[1] В арабском языке выражения наподобие «…да покроются пылью твои руки» используются не в их прямом значении. Арабы говорят подобные фразы, когда порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то. Здесь Пророк ﷺ этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.