Лучшее, что могут дать родители своим детям – это хорошее воспитание. Ребёнок – это аманат от Всевышнего Аллаха, данный его матери и отцу на хранение. Поэтому они должны хранить ребёнка, как самый лучший подарок, и вырастить из него достойного человека.
От Джабира бин Сумрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لأن يُؤدَّب أحدكم ولده خيرُ له من أن يتصدق كل يوم بنصف صاع على المساكين
«Если кто-либо из вас будет воспитывать своего ребёнка как положено (в соответствии с Шари’атом), то ему за это будет больше блага, чем если он будет каждый день давать милостыню беднякам в размере половины са’ а». (Тирмизи, Хаким)
Воспитание и развитие ребёнка должно начинаться намного раньше его рождения. Прежде всего отцу следует выбрать хорошую мать для своих детей. Точно так же и мать выбирает достойного отца своему ребёнку.
Посланник Аллаха ﷺ, говоря о принципах выбора жены, уточнил в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا، وَلِحَسَبِهَا، وَلِجَمَالِهَا، وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ
«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирайте жену по её религиозности». (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ перечисляет все эти качества, но не говорит о желательности обращать внимание на богатство, знатность и красоту девушки. Мать с такими качествами не способна дать ребенку хорошее воспитание, если у нее нет того качества, который Пророк ﷺ назвал последним – религиозности.
К сожалению, мужчины при выборе будущей супруги, обращают внимание на эти качества. Однако религиозность потенциальной невесты у них стоит на последнем месте. А истинному мусульманину следует искать невесту именно религиозную, ибо в этом хадисе идёт речь о побуждении искать религиозную девушку.
Аналогичные указания Пророк (мир ему благословение Аллаха) даёт и женщинам, вернее, её родителям или опекунам при выборе будущего мужа.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ
«Когда к вам придут свататься люди, религиозностью и нравом которых вы довольны, то выдавайте за них замуж (своих подопечных). Если же вы не поступите так, то на земле появится искушение и получит широкое распространение безнравственность». (Ибн Маджа», 1957)
Пророк ﷺ настоятельно рекомендует выдавать дочерей замуж за религиозных молодых людей с хорошим нравом.
Тем не менее, эти указания Пророка ﷺ на сегодняшний день часто не исполняются, что и приводит к ухудшению взаимоотношений между супругами. Эта атмосфера, конечно же, отражается и на детях. Следовательно, такая семья не способна достойно воспитать ребёнка, даже если один из родителей обладает лучшими качествами.
Далее, после того, как родителя для будущего ребёнка выбрали, отношения между мужчиной и женщиной должны быть законными. То есть должен быть заключён акт никяха, согласно шариату. Если между родителями не будет законных отношений, ребёнок, как известно, считается незаконнорождённым. В свою очередь, этот факт крайне отрицательно скажется на воспитании ребёнка.
Также будущие родители должны очень внимательно относиться к тому, чтобы всё, что они зарабатывают, было дозволенным (халяль). Особое внимание следует уделить еде, которую употребляет будущая мать.
От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ لَحْمٌ نَبَتَ مِنْ سُحْتٍ ، النَّارُ أَوْلَى بِهِ
«Не войдёт в Рай плоть, выросшая на хараме (запретном); плоть, выросшая на потреблении харама, достойна лишь огня Ада». (Имам Ахмад)
В этом хадисе подразумевается, что плоть человека, которая выросла на его теле за счёт питания запретной пищей, больше заслуживает того, чтобы попасть в адское пламя.
Харам (запретное) в еде выражается в трёх вещах:
1. потребление того, что запретил Аллах: мертвечины, свинины, спиртного и тому подобного;
2. употребление дозволенного, но приобретённого на запретные средства, которые были заработаны недозволенным путём – при помощи воровства, обмана, взятки и тому подобного;
3. зарабатывание на жизнь запретными способами, с заключением запрещённых Исламом торговых сделок, использованием ростовщичества (риба) и тому подобного.
Причина столь чуткого внимания к вопросу употребления только дозволенной еды заключается в том, что пища оказывает явное влияние на поведение человека и образ его действий. Более того, последствия употребляемой человеком пищи могут сказываться на его детях, поэтому Всевышний Аллах в Коране неоднократно повторяет веление принимать в пищу только дозволенную (халяль) еду.
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ
(смысл): О вы, которые уверовали! Питайтесь только дозволенными благами, которыми Мы вас наделили». (сура «Аль-Бакара»:172)
После рождения ребёнка обязанностью родителей является дать ему хорошее воспитание, основанное на принципах богобоязненности, и начинать это следует с имянаречения, дав ему красивое имя, имеющее хорошее значение.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
حق الولد على الوالد أن يحسن اسمه ويعلمه الكتابة، ويزوجه إذا بلغ
«Отец обязан наречь ребёнка хорошим именем, дать хорошее образование и женить (выдать замуж), когда он станет совершеннолетним». (Куртуби)
Дальнейшее воспитание ребёнка должно идти в том же русле. Мать должна начинать кормление своего ребёнка с упоминания Всевышнего Аллаха. По возможности следует делать это в состоянии омовения. В первую очередь ребёнка следует обучить слову «Аллах» и словам шахады.
Любящие родители заботятся о мирской жизни своего ребёнка, в то время как им следует задуматься о вечной жизни их чада. Для этого необходимо дать ребёнку основы религиозного воспитания: научить его читать Коран, совершать омовение и намаз, а также всем другим религиозным обязанностям, став примером для ребенка.
На становление характера и личности ребенка большое влияние оказывает образ жизни родителей. Ведь поведение родителей, а также всех других членов семьи является примером для детей. Дети всегда будут стараться подражать всем действиям родителей. Поэтому они прежде всего сами должны стать такими, какими хотят видеть своих детей.
Нурмухаммад Изудинов