Можно ли перевозить запрещённые Исламом товары

Всевышний Аллах создал Своих рабов зависимыми друг от друга. Каким бы сильным или богатым ни был человек, не может быть так, чтобы он обладал всем, что ему необходимо. В любом случае ему придётся обращаться за помощью к другому человеку, чаще всего за определённую плату. 

Испокон веков сложилось, что когда один человек производит больше товара, чем ему необходимо, он продаёт или меняет свои излишки на другой товар. Точно так же человек покупает у других то, что нужно ему. То же самое касается и услуг, ведь один человек не способен заниматься всеми видами работ.

Всевышний Создатель устроил жизнь так, что люди занимаются выгодным для себя взаимообменом товаров, вещей и услуг посредством обмена, покупки и продажи. Всё это необходимо для поддержания производства и процветания жизни. Однако любая деятельность должна быть дозволенной с точки зрения Ислама.

От Ан-Ну’мана бин Башира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ لَا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ، وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ

«Поистине, дозволенное (халяль) очевидно и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное (шубха), относительно которого многие люди не имеют ясного представления. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь. А тот, кто занимается сомнительным, придёт и к совершению запретного, подобно пастуху, который пасёт своё стадо около закрытого места и вот-вот окажется там». (Бухари, 52; Муслим, 1599; Ан-Насаи, 4453)

В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указывает на то, что мусульманин не должен даже приближаться к запретному. Ведь если часто приближаться к хараму, есть большая вероятность рано или поздно впасть в него.

Одним из распространённых в сфере услуг видов деятельности является перевозка людей, товара и прочего. Немало мусульман занимаются этой деятельностью, но Ислам, как и в торговле, вводит определённые ограничения в этой сфере.

По аналогии с любой деятельностью, ведущей к греху или преследующей греховную выгоду, Ислам запрещает и перевозку товаров, если это ведёт к греху. Это касается любых перевозок товара, например, свинины, алкоголя, других запретных пищевых продуктов и любого запрещённого в Исламе товара.

Перевозка запрещённых в Исламе товаров подразумевает распространение греховной продукции и участие в греховном деле, что недопустимо и запретно. В шариате есть принцип: «Тот, кто даже полусловом содействует в совершении греховного, будет его участником».

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَعَنَ اللَّهُ الْخَمْرَ وَشَارِبَهَا وَسَاقِيَهَا وَبَائِعَهَا وَمُبْتَاعَهَا وَعَاصِرَهَا وَمُعْتَصِرَهَا وَحَامِلَهَا وَالْمَحْمُولَةَ إِلَيْهِ

«Всевышний Аллах проклял вино, а также того, кто пьёт его, того, кто поит им других, того, кто покупает его, того, кто продаёт его, того, кто выжимает плоды для его изготовления, того, для кого выжимают его, того, кто разносит его, и того, кому его несут». (Абу Дауд, 3674; Ибн Маджах, 3380)

Имам аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее:

وفيه أن يحرم بيع المسكر قال شيخ الإسلام زكريا: وجه الدلالة أنه يدل على النهي عن التسبب إلى الحرام وهذا منه وأخذ منه الشيخ أنه يحرم بيع الحشيشة ويعزر بائعها وآكلها

«Этот хадис указывает на запрет продавать любые виды алкогольных напитков. Шейх Аль-Ислям Закария Аль-Ансари сказал: "Смысл хадиса подразумевает запрет всего, что содействует греховному". А продажа спиртных напитков принадлежит к этой категории. Также шейх видит в хадисе запрет продавать гашиш (и любые другие наркотические вещества)».

Также в хадисе говорится, что Аллах проклял и того, кто разносит алкоголь. Такое же решение действительно в отношении того, кто развозит или перевозит его. Аналогичное решение принимается и относительно перевозки других запрещённых в Исламе продуктов и прочих товаров.

Всевышний Аллах создал для каждого человека его удел, и в любом случае он не останется без пропитания. Вместе с этим Всевышний Создатель указал Своим рабам на многочисленные дозволенные пути заработка и добывания пропитания.

Зная всё это, верующий не станет заниматься работой, которая связана с любой запрещенной деятельностью, особенно с доставкой или перевозкой запрещённых товаров, ибо это является прямым содействием в совершении греха.

Поэтому мусульмане, которые работают в сфере услуг, должны быть очень осторожными в выборе вида услуг, клиентов и прочего. Только таким образом верующий сможет огородить себя и свою семью от запретного заработка и пропитания.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Смотрите также:

Дуа для тех, кто хочет увеличить свой заработок

Искать дозволенное пропитание это и есть джихад

Каким должно быть упование на Аллаха

Достоинства и значимость торговли

Удел раба — «ризк» и его виды

Факторы, способствующие увеличению мирского удела

5 дуа от бедности

Как избавиться от долгов?

Дуа, читаемое для избавления от бедности