Хвала щедрости в Исламе

4 Ноябрь 2017

Всеобъемлющий смысл Ислама как монотеистической религии проявляется в кораническом аяте о том, что джинны и люди сотворены Всевышним лишь для того, чтобы те поклонялись Аллаху. Правда, многие мусульмане признают поклонение чисто формальным актом. Их главная цель – это безупречно выполнять столпы Ислама, иногда полностью «забывая» о нравственном его смысле.

Ведь Пророк Мухаммад начал выполнять волю Аллаха именно с целью формирования новой нравственности арабских племён. Главное содержание монотеистических верований – это переход нашей души от природного нафса к божественной морали. Трансформация животного эгоизма в высоконравственное состояние, когда мы готовы отказаться первобытной дикости и варварства.

Часто, слушая усердное «перемалывание чьих-то костей» нашими уважаемыми сёстрами, которые забыли о том, что коранические аяты и хадисы Пророка Мухаммада категорически запрещают сплетни, задумываешься, сколько нам ещё идти по пути Аллаха. Ведь они считают себя безупречными мусульманками, ибо скрупулёзно выполняют все пять столпов Ислама, в том числе хадж.

Таким образом, мы часто забываем (автор статьи в том числе), что путь к Милости Аллаха в некоторых случаях долог, труден и предусматривает постепенный отказ от «нашёптываний» шайтана во всех сферах нашей жизнедеятельности.

Диалектика единства ибады и адаба, когда наши молитвы, посты и зикры посвящены единственной цели – заслужить милость и довольство Творца, процесс долгий. Когда видишь платки бабушек-мусульманок, стоящих около порога конторы очередной «лопнувшей» финансовой пирамиды, думаешь, неужели они не читали Коран, согласно которому риба категорически запрещена. Когда видишь, как сотни наших братьев, заходя в мечеть для джума-намаза, спокойно проходят мимо ящика для пожертвований, приходит мысль о том, что скупость нами пока ещё не преодолена.

Скупость – это торжество ошибочной мысли о том, что накопленные материальные богатства реальны, что они принадлежат только одному человеку как частная собственность. В предыдущих статьях мы научными аргументами доказывали, что всё материально существующее – это форма иллюзии и физического обмана.

Всё это нами воспринимается как реальность, ибо Всевышний создал мир таким, чтобы испытать нас богатством и благополучием. Окончательная же цель каждой личности и всего общества – это отказ от скупости и алчности как проявлений нафса нашей души, увлекаемой «нашёптыванием» иблиса.

Ислам как религия нравственности воспитывает человека щедрым, готовым поделиться всем, что у него есть. Например, в 180 аяте суры «Аль-Имран» говорится:

وَلَا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَهُمْ ۖ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَهُمْ

(смысл): «И пусть не считают те, которые скупятся отдавать то, что даровал им Аллах по Своей щедрости, что она [скупость] является благом для них. Нет, наоборот, она [скупость] зло для них»

Люди, которые скупятся, готовы отказать в помощи нуждающимся родным, равнодушно проходят мимо ящиков для пожертвований в мечети и других местах, похожи на злых собак. Получив еду из рук хозяина, они рычат и показывают клыки, когда хозяин приблизится к пище животного.

В этом аяте чётко выражена мысль о том, что всё, что мы получаем – это щедрость Аллаха в виде денег, дома, автомобиля и так далее. И если мы не готовы выделить даже сто рублей на строительство мечети, не уподобляемся ли животным, которым не свойственна щедрость?

Один из современных исламских проповедников выделяет семь уловок шайтана, которые не позволяют нам получить Милость Творца. На третьем месте он помещает показушное поклонение Аллаху. Это означает, что мусульманин не только старательно выполняет нормы ибады и адаба. Он усердно делает пожертвования, причём немалые – для мечети, бедных и так далее.

Однако проповедник отмечает главный недостаток этого поклонения щедростью. Дело в том, что человек всё это делает для достижения конкретной цели – заслужить уважение и признание уммы. Ведь как приятно слышать слова имама во время джума о том, что этот брат пожертвовал полтора миллиона рублей для покупки мебели для медресе.

Мы никого не осуждаем: может, у него не было таких мыслей. Однако надо признать, что многие наши братья и сёстры делают щедрые подарки именно с этой целью – получить уважение окружающих.

261-267 аяты суры «Аль-Бакара» посвящены именно этой проблеме:

مَثَلُ الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنْبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنْبُلَةٍ مِائَةُ حَبَّةٍ ۗ وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَنْ يَشَاءُ ۗ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ لَا يُتْبِعُونَ مَا أَنْفَقُوا مَنًّا وَلَا أَذًى ۙ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

قَوْلٌ مَعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مِنْ صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَا أَذًى ۗ وَاللَّهُ غَنِيٌّ حَلِيمٌ

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُبْطِلُوا صَدَقَاتِكُمْ بِالْمَنِّ وَالْأَذَىٰ كَالَّذِي يُنْفِقُ مَالَهُ رِئَاءَ النَّاسِ وَلَا يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۖ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ صَفْوَانٍ عَلَيْهِ تُرَابٌ فَأَصَابَهُ وَابِلٌ فَتَرَكَهُ صَلْدًا ۖ لَا يَقْدِرُونَ عَلَىٰ شَيْءٍ مِمَّا كَسَبُوا ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ

وَمَثَلُ الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَتَثْبِيتًا مِنْ أَنْفُسِهِمْ كَمَثَلِ جَنَّةٍ بِرَبْوَةٍ أَصَابَهَا وَابِلٌ فَآتَتْ أُكُلَهَا ضِعْفَيْنِ فَإِنْ لَمْ يُصِبْهَا وَابِلٌ فَطَلٌّ ۗ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

(смысл): «261. Пример тех, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобен примеру зерна, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе сто зерен. И Аллах увеличивает (награду), кому пожелает, в соответствии с его верой и чистотой намерения. Поистине, Аллах объемлющ, знающ!

262. Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха и потом то, что расходовали, не сопровождают попрёками (в адрес тех, кому были даны эти средства) и обидой, им – их награда от Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны.

263. Добрая речь (по отношению к просящему) и прощение (настойчиво просящего о нём) – лучше, чем милостыня, за которой следует обида. А Аллах богат, не нуждается в милостыне Своих рабов и сдержан (не спешит с наказанием).

264. О вы, которые уверовали! Не делайте напрасными ваши милостыни попрёком и обидой, подобно тому, кто тратит своё имущество для показухи перед людьми и не верует в Аллаха и Судный день. По примеру он подобен скале, на которой есть почва: но постиг её ливень и оставил голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели, и пропадут их деяния, ведь Аллах не ведёт людей неверных.

265. А те, которые расходуют свои средства, стремясь получить довольство Аллаха и по крепости своих душ (имея твёрдую убеждённость в правдивости обещания Аллаха), подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принёс свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то достаточно и моросящего дождя. И Аллах видит то, что вы делаете».

Щедрость, которая направлена на удовлетворение потребности нашего нафса в уважении и славе, не послужит нашей душе в час испытаний. Ведь глубинный смысл Ислама заключается именно в формировании мировоззрения истинного поклонения Аллаху. То есть следует без всякой жалости к себе отдавать нелишние рубли на строительство мечети или медресе, не задумываясь потом, а правильно ли вы сделали, что отдали эти деньги; не надо ли было отдать чуть меньше; вспомнит ли кто о вашей щедрости; назовут ли вашу фамилию во время открытия мечети…

Автор статьи знает такие «нашёптывания» шайтана и стремится от них избавиться. Один случай из жизненной практики научил его отдавать всё, что можно, родственникам, соседям, чужим. Несколько лет назад сосед отдал мне сетку для просеивания гравия, сказав, что я могу не возвращать её. Сетка так и осталась у меня.

Так вот, каждый раз, когда я использую её, вспоминаю соседа, трагически умершего, и желаю ему всех радостей Рая. Для меня он останется примером доброты и щедрости. В сознании закрепилась мысль о том, что добро, сделанное человеком, никогда не пропадает. Добрый поступок будет служить ему добром в мире этом, и что особенно важно – после его смерти, в мире том.

Однако диалектика требует иметь границы щедрости и скупости. Оба эти противоположных явления должны ограничивать друг друга. Щедрость должна сочетаться с бережливостью, скупость – с благотворительностью. Тогда и зародится гармония, когда человек с любовью будет отдавать окружающим, одновременно не забывая о себе и об интересах семьи.

Современный российский исследователь душевной сферы личности С.Н. Лазарев недавно высказал очень простую, но содержательную фразу: «Душа радуется, когда отдаёт. Разум радуется, когда получает». Она объясняет причину скупости и щедрости человека. Если он живёт душой, понимая, что тело и всё материальное – это преходящие иллюзорные вещи, то человеку будет совершенно не жалко жертвовать и отдавать.

Ислам, как и другие монотеистические религии, посвящён освобождению души от природного нафса. Поэтому истинный мусульманин никогда не будет скупым, ибо знает, что Творец даёт ему, чтобы он пожертвовал во имя Любви к Аллаху.

Если же личность живёт сознанием, то для него главным будет он сам, его семья и дети. И он не сможет отдавать, ибо разум постоянно контролирует человека, чтобы он не принёс убыток семье. К сожалению, таким людям пока недоступна мысль о том, что человек прежде всего существо душевное, и только потом он – тело. А сознание и тело всегда озабочены собственным благополучием.

Даже имея миллионы рублей, такая личность с трудом отдаст сто рублей сироте или нуждающемуся. Однако Аллах сотворил наш мир лишь для того, чтобы мы поклонялись Ему. Это значит, что даже самые скупые люди рано или поздно могут стать щедрыми и добрыми.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Марат Якупов

 

Смотрите также:

Щедрость украшает мусульманина

Скупость подобна дереву, корни которого находятся в Аду...

О щедрости Пророка Мухаммада (мир ему и благословление)

Мусульманин великодушен и щедр

Продли свою жизнь!