Искренне верующий человек совершает поклонения и благие деяния только ради довольства Аллаха. Помимо довольства Всевышнего каждый мусульманин мечтает о Райских садах. Но не каждый из нас готов совершать поступки, которые могут ввести нас в Рай.
Исламская религия выступает за установление подлинной акыды (вероубеждения), совершение правильного поклонения и за благой нрав у каждого раба Аллаха. Поэтому в достоверной Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передаётся множество хадисов, побуждающих к благонравию и богобоязненности.
Обрести эти два простых качества, которые введут человека в Рай, не составляет для верующего особой трудности. Ведь для этого не нужны какие-то сверхъестественные способности, достаточно искренности в вере и немного старания.
Если человек совершает все свои поклонения ради довольства Всевышнего в соответствии с Его указаниями и так же искренне строит свои отношения с окружающими людьми, то ему очень легко стать обладателями этих качеств.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ أَكْثَرِ مَا يُدْخِلُ النَّاسَ الْجَنَّةَ فَقَالَ تَقْوَى اللَّهِ وَحُسْنُ الْخُلُقِ وَسُئِلَ عَنْ أَكْثَرِ مَا يُدْخِلُ النَّاسَ النَّارَ فَقَالَ الْفَمُ وَالْفَرْجُ
«Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попасть в Рай, и он сказал: "Богобоязненность и благонравие". Когда же его спросили, что чаще всего будет приводить людей в Огонь, он сказал: "Рот и половые органы"». (Ибн Маджах, Тирмизи)
Под словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «чаще всего будет помогать людям попасть в Рай» подразумеваются причины и средства, помогающие человеку войти Рай вместе с теми, кто достиг успеха в Ахирате.
Богобоязненность бывает разных уровней и степеней, и низшая её степень – это та, на которой человек остерегается и боится неверия и многобожия. Точно так же и благонравие имеет свои уровни, и низший его уровень – это непричинение вреда окружающим людям.
А высшей степенью благонравия является доброе отношение человека ко всем людям, даже к тем, кто причинил ему вред. Этому нас учил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своими увещеваниями и собственным примером.
Примеров проявления такого благого нрава Пророком (мир ему и благословение Аллаха) очень много. Он является лучшим образцом благонравия.
Здесь мы приведём один случай из жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда он проявил высшую степень благого нрава. Мы же должны извлечь из этого урок и стараться подражать ему.
История Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его соседа иудея довольно известна. Был у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сосед-иудей, который всё время оставлял мусор у порога его дома. Каждый раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) убирал этот мусор и, проявляя терпение, ни словом не возражал соседу.
Так продолжалось некоторое время, пока однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обнаружил, что мусора нет. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поинтересовался, что с его соседом-иудеем, и узнал, что тот заболел.
Любимец Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обладая прекраснейшим нравом, первым делом пошёл навестить соседа. Тронутый этим поступком Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), иудей принял Ислам.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан, чтобы довести до совершенства благой нрав». (Имам Ахмад, Байхаки)
Как видите, благонравие играет важную роль в жизни и религии человека. Не менее, а возможно, и более важную роль в жизни и религии человека играет богобоязненность.
Богобоязненность – это качество мусульманина, которое является стержнем для других его положительных качеств и формирует в нём образ преданного раба Всевышнего Аллаха. В своих хадисах Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) особо подчёркивал важность богобоязненности, называя её собирателем всего благого.
На просьбу сподвижников дать им наставление Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что завещает им быть богобоязненными.
От Абу Наджиха Аль-‘Ирбаза бин Сарийа (да будет доволен им Аллах) передаётся:
صَلَّى بِنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ يَوْمٍ، ثُمَّ أَقْبَلَ عَلَيْنَا فَوَعَظَنَا مَوْعِظَةً بَلِيغَةً ذَرَفَتْ مِنْهَا الْعُيُونُ وَوَجِلَتْ مِنْهَا الْقُلُوبُ، فَقَالَ قَائِلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ كَأَنَّ هَذِهِ مَوْعِظَةُ مُوَدِّعٍ، فَمَاذَا تَعْهَدُ إِلَيْنَا؟ فَقَالَ أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللَّهِ وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ، وَإِنْ عَبْدًا حَبَشِيًّا
«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил вместе с нами коллективный намаз, затем он обратился к нам с проповедью, от которой сердца наши впали в страх, а из глаз потекли слезы. Один из присутствующих сказал: "О Посланник Аллаха, это похоже на завещание прощающегося, что же ты наказываешь нам? ". Он сказал: "Я завещаю вам бояться Всевышнего Аллаха и повиноваться правителю, даже если это будет раб-эфиоп"». (Абу Давуд, 4607; Тирмизи, 2672)
Богобоязненность подразумевает лучшее взаимодействие раба со своим Творцом, при котором он исполняет всё, что Он повелевает, и отдаляется от всего, что Он запрещает. А благонравие подразумевает лучшие взаимоотношения человека с другими людьми и с остальными творениями Аллаха.
Эти два лучших качества обязательно введут мусульманина, который обладает ими, в Рай, а противоположные им качества ввергают человека в Ад. Ведь у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) был самый лучший нрав.
Всевышний Аллах в Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), сказал:
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
(смысл): «Воистину, ты обладаешь великим нравом (лучшими нравственными качествами)». (сура Аль-Калам: 4)
Обладателем благого нрава будет доволен Всевышний Аллах, ибо такой человек следует примеру любимца Аллаха Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), обладателя лучшего нрава.
Мы все мечтаем о том, чтобы Всевышний Аллах ввёл нас в Свой Рай. Как видите, для исполнения этой мечты не нужно делать ничего сверхсложного. Для того, чтобы войти в Рай, верующему достаточно бояться Всевышнего и иметь благой нрав. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Кто постарается и станет обладателем этих двух качеств, обретёт вечное счастье и по милости Всевышнего непременно войдёт в Рай.
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Радость и горечь тех, кто попал в Рай
Описание Рая, которое приводит имам Аль-Газали