Общим между Христианством и Исламом как монотеистическими верованиями является единобожие – поклонение Всевышнему, признание Пророков Аллаха, заповедей и других аспектов религии. Одним из важных канонов выступает принцип отрицания внешней сущности и значения Бога. Аллаха невозможно представить в воображении в каких-либо конкретных формах и постичь разумом. Такое отношение исходит от канона Ислама, основанного на призыве Пророка ﷺ, сказавшего: «Не размышляйте о Господе» (Ас-Суюти).
К тому же, в Священном Коране сказано, что «Нет ничего, подобного Ему» (сура «Фуссилат»: 11). Такое отношение к Всевышнему в Исламе вполне соответствует христианской заповеди: «Не поминай Имя Господа твоего всуе».
Идеологи радикальных течений в Исламе провозглашают принцип о том, что Аллах имеет физическое воплощение, части тела. При этом они исходят из якобы коранической информации о том, что Он восседает на Троне. Однако в этом мы усматриваем проявление бидгʻа (нововведение), ибо ассоциация Аллаха с человеческим телом представляет собой проявление язычества. Поклонение католиков раскрашенным куклам в виде бородатого мужчины и женщины закончилось полной потерей смысла и содержания этого направления христианства. Поэтому, размышляя о Прекрасных именах Всевышнего, мы подразумеваем не внешнюю Его форму, а сущность, выражающуюся в Коране, Сунне и трудах признанных исламских богословов.
Исходя из принципа абсолютности воли Всевышнего, нельзя возмущаться людьми, которые негативно относятся к Исламу и его канонам. Наличие противоположных мнений об объектах бытия исходит из законов диалектики, обоснованных Аллахом. У каждого – своя дорога судьбы, предначертанная Творцом. Люди, неспособные воспринять всю глубину нравственного учения Пророка Мухаммада ﷺ, просто лишены такой возможности.
Исследователи религии и публицисты, аргументирующие наличие негативных аспектов Ислама, по нашему мнению, не удосужились прочитать Прекрасные имена Аллаха, выражающие Его сущность и предназначение. Все девяносто девять имен Аллаха олицетворяют Его конструктивно-прогрессивные функции. Они выражают конкретные свойства Всевышнего, представляющие парадигму высоконравственной личности мусульманина. То есть Имена Аллаха носят не только метафизический, потусторонний характер, они имеют конкретную прикладную функцию – воспитание истинных ценностей у людей.
Согласно канонам религии, среди прекрасных имен Всевышнего особое значение имеют имена Ар-Рахман и Ар-Рахим. Не будет преувеличением мысль о том, что именно они выражают метафизически-духовный смысл Ислама. Такой тезис исходит из значений этих имен Аллаха. Дело в том, что они относятся к общему понятию милосердия: «Милостивый», «Всеблагодетельный», «Милосердный», «Сострадательный» и другие. Исламские богословы, основываясь на хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, ведут происхождение имени Ар-Рахман от арабского слова «ar-Raḥman», означающего «милосердие». Согласно канонам исламской теологии, имя Ар-Рахим выражает все типы сострадания к верующим Бога, обладающего величайшей милостью.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «Милосердие» имеет значение «Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия». А слово «Милосердный» определяется как «Проявляющий милосердие, вызванный милосердием». Соответственно, «Милостивый» есть «Проявляющий, выражающий милость».
Самым главным выражением этого прекрасного имени Аллаха необходимо признать «человеколюбие». Именно в этом мы усматриваем весь глубинный смысл бытия Всевышнего и его религии – Ислама. Нет необходимости доказывать, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ выражают именно эту божественную функцию Аллаха – человеколюбие. Имена «Аль-Вадуд», «Аль-Латыйф», «Ас-Салям», «Аль-Гафур» олицетворяют эту величайшую любовь Аллаха к своим творениям.
Например, 7-12 аяты суры «Аль-Маида» выступают ярчайшим подтверждением тезиса о том, что сущность Всевышнего есть «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим»:
وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَمِيثَاقَهُ الَّذِي وَاثَقَكُمْ بِهِ إِذْ قُلْتُمْ سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ ۖ وَلَا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَىٰ أَلَّا تَعْدِلُوا ۚ اعْدِلُوا هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ ۙ لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ عَظِيمٌ
(смысл): «7. И помните милость Аллаха к вам и Его договор, который Он заключил с вами, когда вы, давая присягу Пророку, сказали: «Мы слышали и повинуемся!» И остерегайтесь наказания Аллаха, (ведь) поистине, Аллах знает про то, что сокрыто в душах Его творений!
8. О вы, которые уверовали! Будьте стойкими [говорите истину] ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно. И пусть не подтолкнет вас злоба поступить несправедливо по отношению к каким-либо людям. Будьте справедливы – это ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете, и воздаст вам по вашим деяниям.
9. Обещал Аллах тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, что им – прощение грехов и великая награда [Рай]». (сура Аль-Маида: 7-9)
«Милость Аллаха», «справедливость», «богобоязненность», «творили добро» – именно эти качества выражают сущность Милости как главнейшего свойства Всевышнего, Ислама и каждого мусульманина. Практически каждый аят Корана выражает Милосердие и Человеколюбие Аллаха, ибо это и есть сущность религии Аллаха. Даже призыв к наказанию в виде лишения жизни человека представляет собой варианты Милосердия. Потому что, подвергая тела людей смерти, Всевышний Аллаха спасает их души от продолжения злых деяний, тем самым гарантируя сохранность от вечных адских страданий.
Если кому-то из читателей такое рассуждение покажется нелогичным и даже аморальным, советуем прочитать Ветхий Завет христиан. Писание иудеев полно историй, повествующих об уничтожении целых племен и народов язычников, ведущих безнравственный образ жизни. Только вот западные ученые и публицисты, повествующие об «исламских террористах», почему-то «забывают» об истории прошлого и событиях современности, в которых целые народы и социумы подвергаются геноциду (мусульмане Палестины, русские Донецка и Луганска, народы Африки, медленно умирающие от нищеты).
Конкретное социальное Милосердие Аллаха представлено в 13-17 аятах суры «Аль-Баляд»:
فَكُّ رَقَبَةٍ أَوْ إِطْعَامٌ فِي يَوْمٍ ذِي مَسْغَبَةٍ يَتِيمًا ذَا مَقْرَبَةٍ أَوْ مِسْكِينًا ذَا مَتْرَبَةٍ ثُمَّ كَانَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ وَتَوَاصَوْا بِالْمَرْحَمَةِ
(смысл): «…преодолевать препятствие – это: освободить невольника (пленника), или накормить в день голода сироту из числа родственников или бедняка оскудевшего. При этом при преодолении препятствия (ставится условие, чтобы) человек был из числа тех, которые уверовали и заповедовали между собой проявлять терпение друг к другу и проявлять милосердие по отношению к рабам Аллаха». (сура Аль-Баляд: 13-15)
Божественные аяты лишают всяких аргументов «писателей» и «ученых», выдвигающих претензии к религии Аллаха и мусульманам. Только тот, кто не прочитал ни одного аята Священного Корана, может излагать теории об агрессивности мусульман. Любой правоверный, истинно верящий во Всевышнего, всегда и всюду будет стремиться к Рахман и Рахим как к основанию добра. А стремление к добру есть органическое свойство мусульман, признающих приоритет Корана и Сунны над приказаниями новоявленных халифов.
Ибо Всевышний задает вопрос каждому из нас:
هَلْ جَزَاءُ الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ
(смысл): «Будет ли воздаяние за благодеяние в земной жизни, кроме благодеяния по отношению к нему (вознаграждения) в Вечной жизни?» (сура «Ар-Рахман»: 60).