Позиция Ислама и советской школы в воспитании человека

2 Июнь 2020
3456

Любое цивилизованное общество заинтересовано в прогрессе человеческого индивида, его моральных и интеллектуальных способностей. Духовно убогие и морально падшие люди имеют непосредственное влияние на окружающую среду и всё больше погружают её в социальное болото.

Выбраться из этой трясины помогает не только высокий IQ и наличие нескольких «вышек» (высшего образования), а своевременно принятые воспитательные меры. Воспитание – решение многих наших проблем, в том числе тех, которые мы называем хроническими.

Передовые государства давно осознали эту аксиому, оттого и стали странами так называемого первого мира. Не умаляя заслуги нынешней системы образования, надо признать, что Советскому Союзу при всех его минусах удалось решить две основные задачи – воспитать человека и дать ему образование.

Воспитание в советские времена имело приоритетное значение, и на его реализацию были брошены все силы государства, общества и семьи. Воспитать – значит создать человека в человеке, так рассуждала советская педагогика.

Советский педагог-новатор Василий Сухомлинский писал: «Человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать». Поразительно, но, если сопоставить советскую модель воспитания человека с исламскими нормами, мы обнаружим много сходств. Именно такое любопытное сопоставление двух школ мы постараемся осуществить в этом материале.

Но прежде всего нужно развенчать один из устоявшихся мифов – идеи атеизма в Советском государстве. Да, советское общество сложно представить без атеизма, это представление глубоко осело в нашем сознании, но это всего лишь стереотип. Нужно уметь отличать официальную идеологию государства от умонастроений людей.

Само общество в целом не было атеистическим, люди имели свои убеждения, но не афишировали их. И самое главное, то общество не было лишено морального облика – оно не было аморальным. И это первая аналогия, которую мы проведём с Исламом.

Мораль, нравственность

Помните нестареющую по сей день поэму Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», ставшую своеобразным гимном советских школьников? А ведь это не что иное, как нравоучение отца, обращённое к малолетнему сыну.

Да, вопросы крохи были примитивными, ответы соответствующими, но тут главную мысль надо читать меж строк – проведение грани между дозволенным и запретным, соблюдение ограничительных мер и отказ от идеи вседозволенности. И всё это прививается с раннего детства.

Моральная сторона исламской религии известна и без слов. Как и все монотеистические религии, Ислам пропитан нравственными нормами, львиную долю которых он вкладывает в подрастающее поколение, будущее исламской уммы.

Именно поэтому воспитание ребёнка в духе морали начинается с выбора невесты, наречения достойным именем новорождённого и правильной халяльной пищи. Затем, по достижении семилетнего возраста, ребёнка необходимо приучить к молитве, посту и объяснять, как крохе Маяковского, «что такое хорошо и что такое плохо».

Отсутствие потакания

К потаканию детям советское общество относилось крайне негативно. И не потому что строители социализма были чёрствыми и сухими людьми, а потому что считали, что излишнее потакание детям – бомба замедленного действия. Такие дети, согласно представлениям советского человека, становились хулиганами, антисоветчиками и даже преступниками.

А теперь обратимся к тому, что писал знаменитый мусульманский богослов имам Аль-Газали на эту тему: «Ребёнка следует держать подальше от детей, которые привыкли к роскоши. Если ребёнка оставить без контроля в самом начале его развития, то в большинстве случаев он вырастет злонравным, лживым, завистливым, воришкой, сплетником, упрямым, с излишествами в поведении, (чрезмерно) смешливым, интриганом и бесстыдником».

Ценность времени

График советского школьника был расписан буквально по часам. Школа, дополнительные занятия (которые называли продлёнкой), обед, посещение кружка или спортивной секции. И всё это шло по кругу.

Иметь какое-либо дополнительное занятие входило в обязанность и более взрослого поколения. Напрасная трата времени считалась постыдным делом, непривычным для советского человека.

Бездельники и лодыри выделялись из общей массы, они были несистемными людьми, их называли тунеядцами, их образы частенько появлялись на страницах самого известного карикатурного журнала советской эпохи «Крокодил».

Время в понимании Ислама – больше, чем просто время, это бесценный дар, который необходимо использовать с пользой для себя и окружающих. «О человек! Ты состоишь из дней. Когда проходит один день, проходит какая-то часть тебя», – так рассуждал мусульманский богослов и аскет Хасан аль-Басри.

Тема свободного времени поднимается и в хадисе Пророка Мухаммада , который передаётся от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах):

نِعْمَتَانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ: الصِّحَّةُ وَالفَرَاغُ

 «Есть два блага, в отношении которых беспечны большинство людей – здоровье и свободное время». (Бухари, 6412; Ибн Маджах, 4170; Тирмизи, 2304)

В другом своём хадисе, который также передаётся от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), Пророк перечисляет такие элементы человеческого бытия, как свободное время молодость, здоровье, богатство, жизнь:

اغْتَنِمْ خَمْساً قبْلَ خَمْسٍ: حَياتَكَ قَبْلَ مَوْتِكَ وَصِحَّتَكَ قَبْلَ سَقَمِكَ وفَراغَكَ قَبْلَ شُغْلِكَ وشَبابَكَ قَبْلَ هَرَمِكَ وغِناكَ قَبْلَ فَقْرِكَ

«Используй пять вещей, прежде чем столкнёшься с пятью другими: свою жизнь до того, как придёт твоя смерть, своё здоровье до того, как к тебе придёт болезнь, своё свободное время до того, как окажешься занят делами, свою молодость до того, как к тебе придёт старость, своё богатство до того, как к тебе придёт бедность». (Байхаки, «Шу’аб аль-иман», 10248)

Сопоставлять ценностные ориентиры Ислама и советской школы воспитания можно долго, но суть сводится к тому, что Советское государство не было лишено общечеловеческих ценностей. Более того, воспитание, которое закладывалось в советском человеке, во многом повторяло исламскую модель. Могло ли это быть заимствованием? Этого нельзя исключать, но и утверждать не станем. А выводы делать вам.

Мурад Гайдарбеков

 

Смотрите также:

Нечитающая умма

Об истинном образовании

«Как растить сына мужчиной»

Современное школьное воспитание в свете Ислама

Лучшее воспитание – наглядный пример

Качества, которые мусульманин должен воспитать в своих детях

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.