Военно-политическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке после падения Алеппо

19 Сентябрь 2016
1231

Падение Алеппо. Часть вторая

Как только был повержен Алеппо, тиран Хулагу отправился в сторону Антакии. В то время Антакия была самостоятельным эмиратом, который являлся оплотом христиан в этом регионе. Правителем же Антакии был христианский наместник Боэмунда VI.

Хулагу, не войдя в город, разбил лагерь за стенами города. Здесь же он созвал собрание для обсуждения сложившегося на Ближнем востоке военно-политического положения. Конечно же, на собрании всё должно было решиться, как того пожелают монголы и их предводитель Хулагу. Один за другим к лагерю Хулагу стали притягиваться его союзники, чтобы выразить преданность Хулагу-хану.

Одними из первых прибыли правитель Антакии Боэмунд VI и армянский царь Хетум I. Затем прибыли и сельджукские правители Иззеддин Кейкавус II, Рукнеддин Кылыч Арслан IV, которые правили близлежащими к Антакии землями, и другие правители.

И до этих событий, после многочисленных междоусобных войн, дворцовых переворотов, в которых оба брата Кейкавус и Кылыч Арслан сменяли друг друга на сельджукском троне, Хулагу ранее вызывал к себе в Тебриз обоих сельджукских султанов и объявлял им о том, что принял решение о разделе сельджукского государства на две части. Территория к Западу от реки Кызыл Ырмак до границ Византии была отдана султану Иззеддину Кейкавусу II. На территории восточнее реки Кызыл Ырмак до города Эрзинджан включительно правил султан Рукнеддин Кылыч Арслан IV.

Хулагу также увеличил дань, которую должны были платить сельджуки, а также уведомил их о том, что расходы на содержание монгольских войск, находившихся на территории сельджукских государств, будут нести сельджукские султаны. Решение о разделе сельджукского государства было утверждено Великим ханом Мунке и положило конец междоусобной войне между братьями.

Хулагу начал собрание сразу с перечисления пунктов своего указа:

1.  армянский царь Хетум получает большую долю из добычи, которую они взяли в Алеппо;

Такую большую награду Хетум заслужил за предоставленную военную помощь со стороны армянской армии при взятии Багдада, Миафаркина (нынешний Силван) и Алеппо.

2.  сельджукские правители Иззеддин Кейкавус и Кылыч-Арслан возвращают армянскому царю города и крепости, которые ранее были завоеваны мусульманами;

Тем самим Хулагу расширил территории, которым владел Хетум, и укрепил его господство на огромной территории. Такие огромные подарки от Хулагу он получил в качестве важного стратегического союзника. Стоит ещё отметить, что со стороны сельджукских султанов не было никаких возражений против этого решения Хулагу.

3.  Боэмунд VI же за свою поддержку получил от Хулагу город Лазикию, чтобы присоединить его к Антакии;

Лазикия была освобождена от крестоносцев Салахуддином Аль-Айюби и до этого момента она находилась в руках мусульман. Однако одним словом монголского ильхана, к большому сожалению, этот город был передан обратно христианам.

4.  был назначен новый патриарх в церкви Антакии.

Известно, что Хулагу не был христианином, более того, Хулагу принял такое решение, не имея даже понятия о христианской религии, а новоиспечённый патриарх даже не был из Антакии. Вдобавок к этому, он не принадлежал к тому течению христианской религии, которого придерживались церковь Антакии, армянский царь Хетум и правитель Антакии Боэмунд VI. Это назначение считается беспрецедентным случаем в истории христианской религии. Вынесение такого непонятного решения не было в интересах правителя Антакии или же армянского царя. Но такое решение указывало на то, то что с этого момента на этих территориях всё решает их полноправной хозяин Хулагу, а эти цари и правители представляют собой только видимость власти.

Пощёчина церкви

Хулагу назначил греческого патриарха Юмнимюса на место латинианского патриарха, который был ранее отправлен в Антакию из Генуи. Как мы знаем, в то время в Шаме господствовали крестоносцы из западной Европы, а они все были католиками. Однако невзирая на всё это, Хулагу назначает в Антакии греческого патриарха, который, как и вся восточная Европа, придерживается ортодоксального христианского течения. Естественно, между этими христианскими течениями имелись большие разногласия, более того, между ними шла настоящая борьба. Этот шаг со стороны Хулагу был сделан с расчетом на осуществление дальнейших военно-стратегических планов монгольского государства на этих территориях.

Во-первых, Хулагу этим назначением хотел унизить правителя Антакии и армянского царя, чтобы они знали своё место и понимали, кем они на самом деле являются, что они не имеют права на собственное мнение. Это было сделано для того, чтобы в дальнейшем они даже не думали, что будут сотрудничать с великим Хулагу, как равноправные союзники.

Во-вторых, он не желал на этих землях спокойствия, дабы правители, воспользовавшись ситуацией, без его ведома не расширили свои владения. Поэтому он сделал так, чтобы одни его союзники следили за другими.

В-третьих, Хулагу хотел установить с императором Греции дружеские отношения, чтобы в дальнейшем с его помощью добраться до остальных земель Шама и Анатолии. А разобравшись с Анатолией, он думал вернуть всё на свои места.

Как бы то ни было, это решение Хулаго было большим оскорблением для правителя Антакии. Однако и он, так же, как и сельджукские султаны, не стал возражать против этого решения, хотя визири и знатные люди Антакии были категорически против такого решения. Боэмунд VI настоял на своем, беспрекословно подчинился всем указаниям Хулаго и пояснил своим подданным, кем они являются на самом деле. Они правили страной, которой даже не видно на карте мира, в то время как монголы на тот момент владели государством, которое простиралось от Кореи на востоке до Польши на западе.

Утвердив такой порядок на завоеванных землях на севере Сирии и на юге Турции, Хулаго начал размышлять о направлении своего следующего похода. Однако, когда войска монгол готовились к выходу, случилось то, чего и не предполагали.

После падения Алеппо жители Дамаска отправили делегацию к Хулагу, добровольно сдали город и вручили ему городские ключи лично в руки. Затем монголы взяли и другие города Шама – Хама, Хомс, Банияс – и продолжили свой путь в сторону Иерусалима.

Но в это время Хулагу-хан получил известие о смерти верховного хана Мунке. Царевич спешно вернулся в Иран, передав командование армией в Шаме Кит-Буге. 3 сентября 1260 года мамлюки под командованием султана Кутуза и Амира Бейбарса разгромили монголов в местности «Айн Аль-Джалут», а сам Кит-Бука был казнен. Далее мамлюкские войска завладели Сирией, восстанавливая мечети и вытесняя христиан.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Смотрите также:

Падение Алеппо. Часть первая

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.