Взятие Иерусалима. Часть 3
Когда халиф Умар вознамерился продолжить свой путь в Иерусалим, мусульмане предложили ему пересесть с верблюда на коня и надеть белую одежду. Они понимали всю важность предстоящей встречи с патриархом и не хотели, чтобы внешний вид халифа вызывал отторжение, ведь он приехал в Шам на верблюде и на нём была одежда, на которой было 14 латок. В понимании того времени, да и сейчас, пословица «Встречают по одёжке…» была к месту.
Умар прислушался к совету мусульман, и ему подготовили византийского коня серого цвета. Но верхом на этом коне халиф оставался недолго. Сойдя с него, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Простите меня за эту ошибку, и тогда Всевышний простит и вас в Судный день. Ваш Амир был на грани гибели из-за самолюбия и высокомерия, вошедших в его сердце. Я слышал, как Посланник Аллаха говорил, что не войдет в Рай тот, у кого в сердце окажется хотя бы малая часть высокомерия – и этому способствовала белая одежда, предложенная вами и этот конь». Благодаря такому ревностному отношению к религии сподвижники Пророка ﷺ стали великими представителями человеческой расы, ничто из мирского не заботило их, а загробное счастье и довольствие Всевышнего было несменным приоритетом.
Там же, в Шаме Умар (да будет доволен им Аллах) произнёс слова, ставшие в последующем крылатыми и напомнившие мусульманам, что в действительности сделало их передовой и прогрессивной нацией: «В прошлом вы были самым униженным, презренным и малочисленным народом, но Ислам возвеличил вас. Если вы будете добиваться величия в чём-то другом, помимо него (Ислама), Аллах унизит вас».
Встреча с патриархом
Наконец, халиф, преодолев колоссальное расстояние, доехал до окраин Иерусалима. Увидев воочию священный город, халиф воскликнул: «Аллах Велик!». Ликования мусульман по случаю приезда халифа были настолько громогласными, что их могли слышать жители Иерусалима. На следующий день, совершив утреннюю молитву, халиф поручил Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) сообщить о его приезде. Подойдя к стенам Иерусалима, Абу Убайда вскрикнул: «Воистину, правитель правоверных прибыл».
Патриарх в сопровождении своей свиты выглянул из крепостных стен и попросил, чтобы халиф подошел к ним поближе. Когда халиф встал со своего места и вознамерился направиться к ним, мусульмане стали предостерегать его от этого. В этом и вправду был риск, поскольку это могло быть ловушкой, организованной с целью совершения на него покушения. Но халиф продекламировал им слова Всевышнего, которые отображали глубину его веры:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
(смысл): «Скажи (о, Пророк): "Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали). Он – наш покровитель (помощник и хранитель). И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах)"». (Сура «Ат-Тавба»: 51)
Затем халиф в сопровождении Абу Убайды направился к городским стенам Иерусалима, он был верхом на верблюде, на котором приехал из Медины, и на нём была та же самая одежда со множеством зашитых мест. Умар остался верен своим словам, и ключевая аудиенция с патриархом никак не изменила его внутренний мир. Истинная красота Ислама не проявляется во внешней атрибутике, она заложена глубоко в сердце. Увидев халифа, патриарх распознал в нем того самого сподвижника Пророка ﷺ, о котором он говорил, и истощённые затяжной осадой иерусалимцы получили одобрение на заключение мирного соглашения с мусульманами.
В Иерусалиме
А на следующий день произошло долгожданное событие: мусульмане во главе со своим халифом вступили на священную землю Иерусалима. Патриарх лично был гидом Умара, показывая ему достопримечательности города трёх религий. Патриарх повёл Умара даже в Храм гроба Господня, при посещении которого прозвучал азан. Патриарх любезно предложил халифу помолиться внутри церковного помещения, но Умар отказался, объясняя это тем, что на месте совершения им намаза мусульмане в последующем могут соорудить мечеть, а для этого им потребуется частично или полностью разрушить этот христианский храм. Этот отказ – яркое свидетельство гуманности Ислама, который, в отличие от различных террористических группировок, не воюет с культурным наследием других конфессий и не видит блага в подобной деятельности.
Далее произошло эмоциональное событие. Мусульмане оказались у скалы, с которой Пророк Мухаммад ﷺ совершил знаменитое путешествие в небеса (Ми'радж). Но это место нуждалось в капитальной уборке, скала была засыпана землёй и мусором. Халиф лично принял участие в очистке этой территории, после чего на этом месте была воздвигнута мечеть, которую принято называть «Кубба Ас-Сахра». Кульминационной частью всего этого рассказа и в тоже время развязкой стала гарантия безопасности, под которой подписался сам халиф Умар ибн Аль-Хаттаб (да буде доволен им Аллах):
«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, Это гарантия безопасности раба Аллаха Умара, повелителя правоверных, жителям Иерусалима. Гарантия безопасности им самим, их имуществу, их храмам и крестам, больным, исцелившимся и остальным людям. Их храмы не будут заняты и не будут разрушены, и не будет отнято ничего ни из их владений, ни из крестов, ни из имущества (храмов), христиан не станут презирать за их религию, и ни одному из них не будет причинен вред, и ни один из иудеев не будет жить с ними в Иерусалиме».
По материалам книги «Аль-Фарук Умар ибн Аль-Хаттаб»
Подготовил Хаджимурад Алиев
Смотрите также: