Как Кутуз укрепил армию Египта к встрече с монголами. Часть 2
Кутуз был в курсе неустойчивого положения мамлюков-бахритов в Шаме. Ведь их пребывание в Шаме было вынужденной эмиграцией, а всё их имущество, жизнь и родина были в Египте. Издавая такой приказ, он предполагал, что большинство мамлюков-бахритов вернётся на родину.
Предположения Кутуза оказались верными. Как только мамлюки-бахриты узнали о об амнистии, они начали возвращаться в Египет. Таким образом, мамлюки снова стали единой силой. Кутуз достойно встречал тех, кто возвращался, не показывая превосходства над ними. Наоборот, он обходился с ними так, будто был одним из них.
Если поставить примирение Кутуза со всеми мамлюками-бахритами на одну чашу весов, то на другую чашу можно поставить возвращение их командира Рукнуддина Бейбарса в Египет. Ведь Бейбарс, не говоря уж о том, что он был их командиром, считался самой важной и значительной фигурой среди мамлюков-бахритов. Если бы Кутуз устроил всю эту затею с амнистией с задними мыслями и хотел обмануть мамлюков-бахритов, Бейбарс бы точно раскусил его и ни в коем случае не вернулся бы в Египет.
Ранее Бейбарс сбегал из Египта к Насыру Юсуфу, правителю Дамаска, который однажды заявил о своём подданстве монголам, а потом якобы собирал народ на джихад, но убежал с поля боя до начала сражения.
Бейбарс порицал Насира за то, что тот покорился монголам без боя, но Насыр Юсуф не прислушался к этому. А когда Насыр Юсуф и его приспешники убежали от монголов на юг, Бейбарс остался у Дамаска один со своими воинами, от безысходности он отправился в Палестину – в Газу. Насыр же сначала убежал в Карак, а оттуда отправился в пустыню.
Добравшись до Газы, Бейбарс и там оказался в одиночестве и не знал, как поступить. Бейбарс оказался в таком трудном положении, что обширная Земля стала для него тесной ямой. Этот человек, который был командиром всех мамлюков-бахритов, теперь потерялся между идущими с севера монголами, убежавшим в пустыню Насыром Юсуфом и Египтом, откуда он недавно убежал.
Именно в это тяжёлое время Бейбарс получил обращение правителя Египта, в котором Кутуз предложил ему вернуться в Египет с поднятой головой, сохранив свою честь и достоинство. Это было со стороны Кутуза блестящим проявлением благого нрава и политической дальновидности.
Кутуз знал о высокой боевой квалификации, о прекрасных командирских качествах Рукнуддина Бейбарса и о том, как он переживает за исламскую религию. Поэтому он первым делом предложил Бейбарсу вернуться на Родину. Также Кутуз был в курсе того, что он остёр умом и сообразителен, поэтому вместо войны с мамлюками-муиззитами он по сути предложил Бейбарсу джихад против монголов.
Кутуз также знал о приверженности мамлюков-бахритов Бейбарсу. А если бы он остался в бегах, никто не мог гарантировать, что мамлюки-бахриты не восстанут против Кутуза в любой момент. Поэтому политически целесообразнее было привлечь Бейбарса на свою сторону, оказать ему почёт и максимально использовать в благих целях его силы и возможности.
Вдобавок ко всему возвращение Бейбарса способствовало полному спокойствию внутри страны и объединению всех имевшихся на то время в Египте сил против монгольского нашествия вместо бессмысленных внутренних военных конфликтов.
Поэтому, когда Бейбарс прибыл в Египет, Кутуз оказал ему большой почёт и поселил его во дворце визирей. Вдобавок к этому Кутуз назначил его наместником Кальюба и близлежащих к городу деревень и территорий и обращался с ним, как с одним из приближённых амиров. («Аль-Бидая ва ан-нихая», 13/255).
В дальнейшем Кутуз также поставил его командовать передовыми отрядами египетской армии.
Политика и Ислам
Своими благородными поступками и разумными политическими действиями Кутуз доказал, что в Исламе человек, будучи искусным политиком, может не потерять свои лучшие человеческие качества. Он также доказал, что в Исламе политика не проявляется притеснением, высокомерием, нарушением договоров. Он доказал, что политика является неотъемлемой частью Ислама.
Также Кутуз доказал, что он уверенный в себе предводитель, и поэтому он не препятствовал появлению рядом с собой выдающихся людей. Эта политика противоречила тому, что обычно делают слабые правители, которые никогда не допустят, чтобы рядом с ними появился какой-либо выдающийся человек, способный затмить их. Ведь такой человек может получить любовь и уважение народа, а в дальнейшем и посягнуть на власть правителя. Этот страх в сердцах таких правителей является последствием их слабости. Но Кутуз не был из числа бесполезных правителей. Он был сильным проницательным лидером, который искренне переживал за свою религию, родину и всю мусульманскую умму. Об этом знал и народ. Поэтому Кутузу не за что было беспокоиться.
Таким образом, силы мамлюков-бахритов во главе с Рукнуддином Бейбарсом объединились с мамлюками-муиззитами и армией Египта, что, несомненно, подняло боевой дух армии и моральное состояние народа.
Всеобщая амнистия для мамлюков-бахритов была одним из самых блестящих политических шагов в жизни Кутуза. Поистине, все его шаги были очень важными. Первым его шагом была стабилизация положения внутри страны. Вторым шагом было возвращение бежавших из страны мамлюков-бахритов, использование их возможностей во благо страны и усиление армии с их помощью.
О том, что сделал Кутуз в последующем, мы узнаем из следующих материалов…
Мухаммад Султанов
Смотрите также:
Как Кутуз укрепил армию Египта к встрече с монголами. Часть 1