В этой статье мы расскажем читателям о том, какой силой обладали христианские государства в 7 веке, во времена возникновения государства монголов, и о том, как крестоносцы объединились с монголами против мусульман.
Возникшее в начале 7 века по хиджре государство монголов жило по дикому, варварскому и кровавому режиму. В предыдущей статье мы рассказали о положении мусульманского мира в начале седьмого века по хиджре и о том, как мусульмане ослабели после того, как обладали такой силой и мощью.
В этой статье речь пойдёт о второй силе, которая существовала в мире на тот период – о христианских странах.
Главный центр христиан находился в западной Европе, и они вели непрерывные войны с мусульманскими странами. Англия, Франция, Германия и Италия организовывали крестовые походы в Шам и Египет. Испания и Португалия с участием Франции вели постоянные военные действия в Андалусии.
Помимо европейского сообщества, существовали и другие христианские государства, которые также враждовали с мусульманами. Самыми известными из них были следующие:
1. Византийская империя;
Византийская империя за время своего существования вела с мусульманскими государствами множество войн, среди которых были известные исторические сражения.
Однако к началу 7 века Византия ослабела, потеряла часть территорий и не могла похвастаться бывалым могуществом. Поэтому в тот период Византийская империя не представляла какой-либо угрозы для мусульман, хотя все помнили былую славу этой империи.
2. Армянское королевство;
Армения была расположена на севере Персии и Западе Анатолии и вела непрекращающиеся войны с сельджуками.
3. королевство Карадж;
Эта страна была расположена на территории современной Грузии и также периодически вступала в военные конфликты с мусульманскими странами.
4. христианские княжества в Сирии и Палестине
Несмотря на ряд триумфальных побед Салахуддина Аль-Айюби в многочисленных сражениях с крестоносцами в Хиттине, Иерусалиме и других регионах, христианские княжества в этом регионе продолжали своё существование.
Более того, время от времени они принимали попытки захвата соседних территорий мусульманских государств. Самыми известными из этих княжеств были Антакия, Акка, Триполи, Сайда и Бейрут.
Таким образом, в большинстве стран мира не прекращались постоянные кровопролития, военные действия и конфликты.
По воле Всевышнего Аллаха конец 6 века по хиджре для мусульман оказался очень благополучным, а для крестоносцев, наоборот, неблагополучным. Конец 6 века был ознаменован двумя величайшими победами для мусульман.
Первая – это победа великого Салахуддина Аль-Айюби в местности Хиттин в Шаме в 1187 году (583 году по хиджре). А вторая – через восемь лет после Хиттина – победа Аль-Мансура Аль-Муваххиди, правителя Альмохадов в Андалусии в местности Аль-Арак в 1195 году (591 году по хиджре).
Однако, несмотря на это, мусульмане в начале 7 века по хиджре были очень ослаблены. Причиной тому была раздробленность государства Айюбидов после смерти Салхуддина аль-Айюби. Точно так же после смерти Аль-Мансура единству Альмохадов пришёл конец.
Стоит отметить, что в то же время христианские страны терпели спад и не имели возможности захватить мусульманские земли, хотя у них были такие намерения.
Таковым было положение в мире в начале 7 века по хиджре. Исламский мир имел великую историю, и, хотя и был сильно ослаблен, не потерял полностью своё достоинство. Мусульмане сохраняли свой стержень, а семена для выхода уммы из сложившейся ситуации уже были посеяны внутри неё. Нужен был только человек, который будет способен прорастить эти семена, возделать их, и тогда умма смогла бы собрать хороший урожай.
Христианский лагерь также, несмотря на то, что был ослаблен и отставал от мусульман в науке и культуре, представлял собой достаточно мощную силу, которой нельзя было пренебрегать.
Итак, до появления монголов в мире существовали два основных военных лагеря: христианские страны и мусульманский мир, которые вместе и представляли собой всю военную мощь того времени.
В то время, когда в мире сложилось такое положение, на мировой арене появилась новая сила, которая разрушила равновесие, изменила политическую карту мира и объявила себя третьей могущественной силой на мировой арене.
Можно даже сказать, что она была самой мощной силой во всём мире в первой половине 7 века по хиджре. Этой силой было возникшее в начале века государство монголов.
За появлением этой силы на мировой арене последовали значительные изменения во всём мире, в частности, в мусульманских странах. Эта ужасная сила, которая не имела ни истории, ни государства, ни культурных, ни религиозных традиций, появилась внезапно. Такой народ мог полагаться только на варварство и вести соответствующие военные действия, чтобы установить своё господство над окружающими территориями.
Появление дикой силы на мировой арене имело свои последствия, и её столкновение с мусульманским миром было неизбежно. Поэтому враждовавшая с мусульманскими странами христианская Европа отправила в Монголию представительскую делегацию высокого уровня.
Чтобы добраться до каракумских степей, эта делегация должна была пересечь расстояние, равное 12 тысяч километрам, и это только в одну сторону. Послы Европы предложили монголам сотрудничество в деле завоевания мусульманских стран и уничтожения аббасидского халифата, для чего нужно было сначала стереть с лица земли город Багдад, который в то время являлся не только столицей халифата, но и жемчужиной исламского мира. Они обещали монголам любую помощь в этом деле и предоставление необходимой информации из региона.
Всё случилось так, как и ожидали европейцы. У монгольских предводителей слюнки потекли от рассказов делегации о богатствах аббасидского государства, и они приняли решение завоевать эти богатые страны с обширными территориями.
Несмотря на существенные разногласия между христианами и монголами и военное противоборство между ними, когда речь шла о завоевании мусульманского мира, они объединялись друг с другом.
Такие случаи имели место в истории. Например, иудеи объединились с язычниками против Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на огромные противоречия в вероубеждении.
Точно так же персы объединились с византийцами против мусульман, хотя оба государства ненавидели друг друга и вели между собой длительные войны. Так же англичане и евреи сотрудничали в деле свержения Османского государства.
Поэтому в государственных делах нельзя всегда руководствоваться принципом «враг моего врага – мой друг». В большинстве случаев такой подход может стать ошибочным. Следовательно, всегда надо знать врага в лицо и быть очень осторожными в выборе партнёров и друзей, ибо враг твоего врага часто может оказать и твоим врагом.
Мухаммад Султанов