Чингисхан остановился в Самарканде. Ему понравился этот красивый город, подобного которому он ранее не видел. И первое, что он решил, находясь в этом городе – убить правителя Хорезма Мухаммада ибн Хорезмшаха (Мухаммада II).
Он подумал, что после убийства правителя армия не сможет объединиться против монголов, и это облегчит ему завоевание Хорезма. Для этого он отправил лишь двадцать тысяч конных солдат на поиски Мухаммада ибн Хорезмшаха. Отправка такого маленького войска на это задание было явным издевательством со стороны Чингисхана над правителем и народом Хорезма. Чингисхан сказал своему отряду: «Найдите Хорезмшаха, где бы он ни был, даже если он поднимется на небеса!»
Отряд отправился прямо в Ургенч, где находился Мухаммад ΙΙ. Ургенч был расположен на западном берегу реки Амударья, монгольские же войска прибыли к городу с восточного берега.
Таким образом, между ними и Ургенчем стала река Амударья. Мусульмане не теряли спокойствия, но это спокойствие у них было только благодаря реке, которая служила преградой между ними и врагом. Они знали, что монголы не располагают кораблями, чтобы переплыть Амударью, и были уверены в своей безопасности.
Как монголы перешли Амударью?
Монголы подготовили большие деревянные корыта и обшили их кожей, чтобы вода не просачивалась внутрь. Загрузив в них всё своё оружие, вещи и прочий скарб, солдаты загнали в реку своих лошадей, которые прекрасно умели плавать, и, держась за их хвосты, вошли в реку. Впереди плыли лошади, а за ними – солдаты. Следом плыли деревянные корыта с оружием… (Аз-Захаби, «Тарих Аль-Ислам», 43/44)
Так монгольская конница перешла реку Амударья. Интересно, куда смотрели лазутчики хорезмийской армии, когда монголы осуществляли своё мероприятие? Ибо мусульмане были застигнуты врасплох внезапно оказавшимся у них под носом отрядом монголов.
Однако, несмотря на численное преимущество, мусульмане не решились дать врагу открытый бой, потому что были полны страха перед монголами. Была надежда, что большая река не позволит монголам добраться до них, и это их успокаивало. Но теперь враг приблизился непосредственно к ним, и у них был только один выход – сражаться с ним.
Однако у правителя Хорезма Мухаммада ΙΙ был свой уникальный «стратегический план». Он решил бежать. Мухаммад ибн Хорезмшах вместе со своими родными и близкими поспешно покинул Ургенч. (Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль фи-т-тарих», 10/406)
Он отправился в Найсабур (город на территории современного Ирана). А что касается его армии, то солдаты разбежались в разные стороны.
У монгольского отряда, прибывшего в Ургенч, была единственная задача – найти Мухаммада ибн Хорезмшаха. Поэтому они оставили Ургенч и направились в Найсабур вслед за Мухаммадом II.
Монгольский конный отряд, не превышающий численностью двадцать тысяч человек, беспрепятственно продвинулся вглубь мусульманской территорий. Пока Чингисхан с основными силами стоял в Самарканде, у мусульман была возможность окружить этот сравнительно небольшой отряд монголов в любом месте своей страны, но страх перед врагом и любовь к бренному миру охватили их сердца. Они бежали от монголов, и в этом они следовали примеру своего лидера, который бежал из одного города в другой…
Монгольский отряд также не обращал внимания на жителей территорий, через которые проходили. Они никого не убивали и не грабили – у них была другая цель, поэтому они не теряли время на убийства и сбор трофеев. Им нужен был только правитель Хорезма. Однако жители этих территорий тоже не мешали им и не препятствовали их передвижению. Естественно, народ не хотел вызывать их гнев и пострадать от них.
Таким образом, за короткий срок двадцатитысячный конный отряд монголов приблизился к Найсабуру. Мухаммад ΙΙ, находясь в Найсабуре, к сожалению, не занимался ни поиском сторонников, ни подготовкой армии к войне. А время шло, и по его следам следовали монголы. Когда Мухаммад ΙΙ узнал о приближении монголов к Найсабуру, он убежал дальше и направился в Мазандаран (город в Иране). Монголы же, узнав об этом, не зайдя в Найсабур, отправились вслед за ним.
Тогда Мухаммад ΙΙ оставил Мазанадаран и отправился в город Рей, оттуда – в Хамадан, а монголы продолжали преследовать его. Затем Мухаммад ΙΙ вернулся в Мазандаран и оттуда отправился в Табаристан и далее – к берегу Каспийского моря.
Там он нашёл корабль, на котором ушёл в море. Вслед за ним к берегу моря прибыли монголы, но у них не было корабля для дальнейшего преследования Мухаммада ΙΙ. (Ибн аль-Варди, «Тарих Ибн Аль-Варди», 2/138)
Итак, правителю Хорезма Мухаммаду ибн Хорезмшаху удалось осуществить свой «стратегический план» – план позорного побега от монгольской армии.
Мухаммад ΙΙ приплыл к небольшому острову в Каспийском море и согласился жить в небольшой крепости в бедности и тяготах. Он был правителем огромной страны и владельцем несметных богатств, но согласился с таким положением, убегая от своей смерти. Пречист Аллах! Ведь никто не может убежать от своей смерти.
Через небольшое время Мухаммад ибн Хорезмшах умер в этой крепости в одиночестве, изгнании и бедности. У него не нашлось даже средств для савана, и его завернули в постель, на которой он спал. (Ибн аль-Варди, «Тарих Ибн Аль-Варди», 2/138)
Мухаммад ибн Хорезмшах был одним из могущественных правителей Востока. Накануне монгольского нашествия он продолжал строить своё великое государство, сравнивая себя с легендарными правителями прошлого.
Однако из-за чрезмерной любви к жизни и бренному миру этот неудачник, который стремился стать великим правителем, умер в полном одиночестве.
Государство Хорезмшахов прекратило существование, несмотря на то, что сын и наследник Мухаммеда Джалалуддин Менгуберди ещё около десяти лет продолжал оказывать сопротивление монголам в Дели и Малой Азии
Последним представителем династии Хорезмшахов был будущий султан Египта Кутуз, который смог остановить монголов и спасти мусульманский мир от их варварских походов.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов