Он был похож на пророка Ису (мир ему)

14 Июнь 2022
7093

В хадисах Пророка можно встретить такой любопытный феномен, как уподобление сподвижников пророкам (мир им), но не с точки зрения их степеней, а с точки зрения нрава.

К примеру, Абу Бакра и Усмана (да будет доволен ими Аллах) Посланник Аллаха уподоблял пророку Ибрахиму (мир ему), а ‘Умара (да будет доволен им Аллах) – пророку Нуху (мир ему).

Во всём этом не было и намёка на внешнее сходство, лишь на внутреннее, духовное. Однако среди сподвижников Пророка был человек, которого он уподобил пророку Исе (мир ему) именно чертами лица. Его звали Урва ибн Мас‘уд. Он не был в числе первых последователей Пророка , но удостоился чести сподвижничества и погиб мученической смертью (шахидом) на пути Всевышнего.

 

Почему ему не был ниспослан Коран?

Урва относился к таифскому племени Сакиф. Это был тот самый город Таиф, который в десятом году от начала пророчества устроил Пророку жёсткий приём и практически изгнал его из города. Тот день Посланником Аллаха назвал самым тяжёлым в своей жизни.

Таиф по своей жестокости стал для Пророка второй Меккой или её продолжением. Именно в такой враждебной и агрессивной среде жил Урва, который до поры до времени поддерживал своих соплеменников и был противником Ислама.

Урва занимал в Таифе главенствующее положение и обладал непререкаемым авторитетом. По своему статусу и положению в своём обществе он был равен Абу Талибу, Абу Джахлю или Валиду в Мекке.

О высоком положении Урвы говорит тот факт, что мекканцы по своей недальновидности считали, что, если и ниспосылать Коран, то одному из двух – Валиду ибн аль-Мугире или Урве ибн Мас‘уду. Это их ошибочное представление встречается в одном из аятов Корана:

وَقَالُوا لَوْلَا نُزِّلَ هَذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ

(смысл): «И сказали они (многобожники): "Почему не был ниспослан этот Коран какому-нибудь знатному человеку из этих двух селений – Мекки или Таифа?"» («Сафват ат-Тафасир», сура Аз-Зухруф: 31)

Если бы вопрос об избрании пророков (мир им) был в компетенции мекканцев, то у них были готовые для этого кандидатуры – мекканец Валид либо таифец Урва. Они рассматривали пророчество не как Божью волю, а часть собственных внутриполитических амбиций. И совершенно не понимали, что пророками не становятся по доброй воле, их избирают для этой миссии. И только Всевышнему ведомо, кто более достоин этого статуса.

 

Я такого раньше не видел

Следующее упоминание об Урве ибн Мас‘уде встречается в Худайбии, когда между Пророком и мекканцами был заключён мирный договор. Этому предшествовало путешествие Посланника Аллаха и 1400 его сподвижников в шестом году по хиджре в Мекку для совершения малого хаджа (умры).

Курайшиты выступили против этой богослужебной акции, так как не желали видеть мусульман в пределах Мекки. Нужен был какой-либо консенсус, худой мир, временное затишье. Поэтому-то и был запущен мирный процесс, в котором интересы курайшитов представляли аж четыре переговорщика.

Третьим из них был Урва, который вёл себя достаточно заносчиво и всячески пытался провоцировать мусульман. Но, вернувшись к курайшитам, Урва передал ценнейшие сведения об адабе сподвижников по отношению к Пророку :

«Клянусь Аллахом, я бывал у византийского императора, персидского царя и короля Эфиопии, но никогда не видел, чтобы кто-то кого-то настолько возвеличивал, как сподвижники возвеличивают Мухаммада . Клянусь Аллахом, когда бы ни сплёвывал Посланник Аллаха , его слюна попадала в ладони сподвижников, и они протирали ею свои лица и кожу. Когда он что-нибудь приказывает, они спешат выполнить его повеление. Если он делает омовение, они чуть ли не дерутся, чтобы получить эту воду. Когда он начинает разговор, все приглушают свои голоса. И они не поднимают свои взоры на него из уважения к нему».

 

Просветление Урвы

Просветление Урвы произошло в восьмом году по хиджре. В этом году Пророк с 12-тысячным войском осадил Родину Урвы – Таиф.

Поразительно, но 12 лет назад Посланник Аллаха отправлялся туда в сопровождении лишь одного человека – Зайда ибн Хариса, а сейчас в его распоряжении была победоносная армия, невиданная прежде в Аравии. Это был триумф Ислама и мусульман.

В это время Урвы не оказалось в городе, и он не был свидетелем этой осады. К его возвращению осада уже была снята, и Пророк повернул обратно в Медину. Вот тут-то и произошло просветление Урвы. Он догнал Пророка в пути и там же принял Ислам.

Преисполненный новой верой Урва заявил Пророку о своём желании вернуться в Таиф и призвать его жителей к Исламу. Но Пророк предупредил его: «Боюсь, что они убьют тебя». Однако Урва полагался на свой авторитет в Таифе и верил, что этого не произойдёт. Он даже сказал: «Если они находят меня спящим, то не будят меня».

Прибыв в Таиф, Урва начал просветительскую деятельность, но, к своему удивлению, услышал нелестные слова в свой адрес. Урва не опустил руки и в предрассветный час следующего дня, взобравшись на крышу своего дома, прочитал азан. Это был первый и последний азан Урвы, поскольку один из таифцев пустил в него стрелу и смертельно ранил его.

На смертном одре Урва сказал о своей гибели: «Всевышний оказал мне честь этим и одарил меня мученической смертью. Похороните меня с шахидами, которые погибли (у Таифа) до отъезда Пророка ».

Урва имел в виду сподвижников Пророка , которые погибли при осаде Таифа. Последняя воля Урвы была исполнена, и он был погребён на кладбище шахидов.

Такой короткой была исламская жизнь Урвы. Нескольких дней в Исламе оказалось для него достаточно, чтобы удостоиться сразу двух степеней – просветителя и шахида. В случае с Урвой одно вытекало из другого.

Мурад Гайдарбеков,

Центр исторических исследований «Врата истории»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.