Почему многие люди неспособны принять Милость Аллаха

5 Декабрь 2016
1945

Во время своей научной деятельности автор этой статьи прочитал выпущенную в издательстве «Наука» в Москве работу, посвященную человеку. Встретив в конце исследования цитату, которая выражала мысль о том, что у человека нет души, он был просто потрясён. Понятно, что если простой пастух объявил бы об этом, то парадоксального ничего бы не было.

Однако автор научного труда – доктор философских наук, академик, уважаемый в своем кругу ученый. И, несмотря на такое величайшее заблуждение, его осуждать никак нельзя. Он – представитель своего времени, атеистического государства. Если бы он написал работу о том, что сущность человека заключается в душе, то в то время, то есть в восьмидесятые годы прошлого века, его бы просто уволили с научной работы.

Причем «пастух» наверняка думает, что кроме его тела есть нечто большее, главное, что выражается в таких понятиях, как «сердце» и «душа». Всевышний сотворил каждого для выполнения его личной функции в этом мире, поэтому кто-то без всяких философских мудрствований понимает, что он есть бессмертная душа, и стремится сохранить ее в чистоте. Другой же абсолютно убежден, что его сущность есть тело, дающее чувства радости и удовольствий. И ему до поры до времени не приходит в голову мысль о том, что тело – бренно, и смерть лишает человека всех иллюзорных удовольствий. Во многих случаях только момент смерти открывает человеку его истинную сущность, то, что только душа есть реальность, которая скоро предстанет перед Творцом. Тот же, кто находится под покровительством Аллаха, делает такое «открытие» намного раньше, когда болезни, лишая его радостей тела, дают основу для правильных выводов о необходимости сохранения души.

В восьмом аяте суры «Али Имран» говорится:

رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً ۚ إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ

(смысл): «О Господь наш! Не сведи с пути истинного сердца наши (не позволяй нашим сердцам впасть в заблуждение) после того, как Ты наставил их на истинный путь [даровал Веру]. Даруй нам милость Свою, чтобы мы стояли на истине, воистину, Ты – безмерно Дарующий». (Сура Али Имран: 8)

В данном случае сердце – это синоним нашей бессмертной души, которую Всевышней вдохнул в глиняное тело Адама (мир ему). Именно наша душа способна воспринимать всю Любовь, Милость, Величие и другие качества Всевышнего, выраженных в Его Прекрасных именах. Однако, согласно предопределению (кадару) Всевышнего Аллаха, не все мы способны получить величественные дары Аллаха, помогающие нам подготовиться к встрече с нашим Создателем. Ведь только благодаря Его милости мы получаем возможность очистить наши души, тела и обеспечить себе достойное будущее.

Дело в том, что Всевышний Аллах по Своей воле сотворил людей с разными уровнями восприятия божественной информации. Условно можно выделить четыре группы с разными возможностями получения милости Всевышнего Аллаха.

В первую необходимо включить людей с «чисто-открытыми» сердцами. Это – счастливые от рождения люди с открытой и благородной душой, способные с любовью относиться ко всему миру, Аллаху, людям и природе. У них отсутствуют такие отрицательные качества, как недовольство, возмущение, раздражение, зависть, осуждение, презрение и обидчивость. С радостью они встречают все, что получают по воле Аллаха – и радости, и неприятности. Поэтому Всевышний всегда дает им Свою Любовь и Добро.

Во вторую группу можно включить людей с «испачканном» сердцем. Они характеризуются сочетанием добрых качеств, полученных от Творца, и недобрыми чертами, исходящими от врожденно-природного нафса. Такие люди способны воспринять милость Аллаха и сформировать у себя способность любить Творца, свою семью и окружающих людей. Их души содержат такие божественные качества, как Милосердие, Сострадание, Жертвенность и Терпимость. Однако, следуя за позывами нафса, они испачкали свое сердце и душу негативными свойствами: недовольством, завистью, злобой к окружающим и агрессивностью. У таких людей есть реальные возможности постепенно, при помощи Милосердного Аллаха, очистить свою душу от грязи и заслужить великую Милость Творца.

Сердца и души людей третьей группы «разорваны». По аналогии нашей души с сосудом для принятия божественного Добра, она «дырявая». Это означает, что Милость Аллаха, даже если она получена человеком, не может задержаться в душе. Она без промедления уходит из нее, оставляя личность с негативными проявлениями нафса, за что человек расплачивается болезнями, тревогами и страданиями в мире этом и том. Он, следуя вложенной Творцом доброй стороне души, имеет некоторое желание воспринять божественную весть, выражающую Любовь Аллаха. Однако его усилия практически пропадают даром, так что, получив милость Всевышнего Аллаха, человек сразу или чуть позже теряет ее. Таково предназначение человека, он должен пройти путь страданий и лишений, чтобы, очистив душу, вернуться к Творцу с чистым сердцем.

Четвертое сердце-душа «перевернутое». По аналогии с сосудом такая душа перевернута вверх дном. Значит, разум и душа такого человека не могут получить от Всевышнего никакой информации, которая помогла бы личности заслужить милость Создателя. О них сказано в Коране:

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا سَوَاءٌ عَلَيْهِمْ أَأَنْذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنْذِرْهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ

خَتَمَ اللَّهُ عَلَىٰ قُلُوبِهِمْ وَعَلَىٰ سَمْعِهِمْ ۖ وَعَلَىٰ أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ

يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنْفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ

فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَهُمُ اللَّهُ مَرَضًا ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ

(смысл): «6) Поистине, те, которые стали неверующими в то, что ниспослано Пророку – всё равно им, увещевал [предупреждал о наказании Аллаха] ты их или не увещевал – они не веруют.

7) (По причине того, что они отвернулись от Истины, когда она стала для них ясной, наложил Аллах печать на сердца их (не войдет в их сердца свет веры) и на их слух, а на взорах их – завеса. И для них – в Ахирате (в Аду) великое наказание!

8) И в числе людей есть группа, которая говорит своим языком: "Уверовали мы в Аллаха и в День Суда». Но они в действительности не являются верующими, потому что они это говорят языком, без убеждения. [Это лицемеры, которые внешне верующие, а в своей душе неверующие.]

9) Они (лицемеры) пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но в действительности обманывают только самих себя и сами этого не чувствуют.

10) В их сердцах (душах) болезнь [сомнение]. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! И для них – мучительное наказание за то, что они лгут в своих утверждениях о вере». (сура Аль-Бакара: 6-10)

Милость Аллаха не попадает в души таких людей. Это происходит потому, что сердца их закрыты – горловина сосуда души смотрит вниз, ибо так устроил Творец. Причина же такой трагедии личности заключается в том, что «В сердцах их болезнь». Болезнь же души – это полное торжество несдерживаемого нафса, стремящегося к власти, богатству и постоянным телесным удовольствиям. Такие люди сотворены Аллахом, чтобы пройти путь страданий за бесконечную гонку за иллюзорными радостями мира земного. Всевышний дает каждой личности свободу: они могли сдерживать свой нафс, однако не захотели отказаться от иллюзорного счастья. Поэтому Творец «наложил печать на сердца их (не войдет в их сердца свет веры) и на их слух, а на взорах их – завеса.».

Стратегическая, то есть самая главная задача мусульман – это провести жизнь достойным образом и прийти к Аллаху с чистой душой для того, чтобы заслужить Его милость в Судный День. Как быть людям, обладающим вторым, третьем и четвертыми вариантами души?

В Коране сказано – «Читай!», то есть познавай себя и мир, чтобы узнать, почему ты попал в немилость Всевышнего. Постоянное поминание Имен Аллаха, молитва, зикр, пост, причем не только в месяц Рамадан, помогут очиститься от чрезмерных желаний нафса даже самой «падшей душе».

Самое главное – это понимание того, что с тобой не все в порядке, у тебя проблемы, требующие решения. Следует, постоянно обращаясь за помощью к Аллаху, постепенно, хотя бы понемножку избавляться от неугодных Творцу качеств: гордыни, недовольства, гнева, осуждения, презрения окружающих, зависти, сплетен, агрессии и злорадства. Эти черты характера автор перечислил потому, что сам ведет с ними борьбу в последние годы, освобождаясь от них. Мы знаем, что Аллах Милосерден, он поможет всем, кто сделал хоть один шаг к Нему.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle
Личности в Исламе
Все об Исламе