Коллективный намаз

3 Апрель 2023
69803

Наша религия придаёт большое значение намазу в коллективе мусульман (джамаате). При совершении коллективного намаза мусульмане сближаются друг с другом.

Человек, не обладающий знаниями, получает знания у других, обретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения, усиливает любовь, чувство братства и взаимопомощи между мусульманами.

Вознаграждение за намаз, выполненный коллективно, в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный в одиночку. Об этом сказано в хадисе, который передаётся со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) и согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

صَلَاةُ الْجَمَاعَةِ تَفْضُلُ صَلَاةَ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً

«Коллективный намаз выше индивидуального на двадцать семь ступеней». (Бухари, 645; Муслим, 650) 260 - (656).

От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ صَلَّى الْعِشَاءَ فِي جَمَاعَةٍ ‌فَكَأَنَّمَا ‌قَامَ ‌نِصْفَ ‌اللَّيْلِ، وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فِي جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ

«Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто выстоял полночи в поклонениях, а тот, кто совершил с джамаатом и утренний намаз, подобен выстоявшему всю ночь в поклонениях». (Муслим, 260)

Всевышний может и не принять наш намаз, совершённый индивидуально, из-за упущений в нём, но намаз, совершённый вместе с коллективом, Аллах принимает из уважения к джамаату, который собрался на намаз ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать коллективно. Это можно делать как в мечети, так и в другом месте.

 

Причины, по которым можно не посещать коллективный намаз:

- неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непроходимая грязь на улицах, невыносимая жара или холод);

- сильный голод (жажда), если при этом еда готова;

- прогрессирующая болезнь, риск потерять работоспособность какого-либо органа тела;

- притязания кредитора;

- необходимость скрываться от ареста или избегать наказания;

- еда с неприятным запахом, съеденная до намаза (например, чеснок);

- необходимость ухаживать за больным (за которым больше некому ухаживать);

- слепота и отсутствие людей, которые могут сопровождать молящегося;

- необходимость омыть покойника, завернуть его в саван, похоронить;

- отставание от спутников в пути;

- землетрясение;

- неодолимое желание спать;

- первые семь ночей после женитьбы на девственнице и три ночи в других случаях.

При коллективном намазе один человек стоит впереди (имам), а другие (маъмумы) два и более молящихся стоят позади имама ровными рядами и следуют его действиям. Если коллективный намаз совершают всего двое мужчин, следующий за имамом (маъмум) стоит чуть позади имама по правую сторону от него.

 

Условия и порядок следования за имамом

Нельзя совершать намаз:

- за имамом, намаз которого недействителен (если это точно известно);

- за тем, кто не умеет читать Аль-Фатиху;

- мужчине – за женщиной;

- за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты.

Также нельзя становиться даже чуть-чуть впереди имама – если самовольно опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (не словесных), то намаз нарушается. Опередить имама на один рукн – греховно.

 

Совершая намаз за имамом, следует:

- стоять за имамом;

- произносить вступительный такбир (Аллаhу Акбар) после произнесения такбира имамом;

- иметь в сердце намерение следовать за имамом;

Например: «Я намереваюсь ради Аллаhа совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом».

Маъмуму необходимо ждать, пока имам не перейдёт в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию. Нельзя опережать имама в действиях. Если маъмум ненамеренно опередит имама, нужно вернуться в исходное положение и ждать, пока это действие не совершит имам, а затем последовать за ним.

Маъмумы в своих действиях не должны сильно отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым действием (макрух). Если маъмум без уважительных причин (‘узра) отстанет от имама более чем на два действия, то его намаз нарушается, но если он не может читать намаз быстро по объективным причинам, например, из-за заикания, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (кроме выпрямления после поясного поклона (и‘тидаль) и сидения между обоими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими).

К примеру, если маъмум, имея уважительные причины, не успел прочитать суру Аль-Фатиха и последовать за имамом в поясном поклоне, то он обязательно должен успеть дочитать суру Аль-Фатиха до того, как имам поднимется из второго земного поклона, и совершить поясной поклон, и затем далее следовать за имамом. Поэтому каждое действие желательно совершать сразу за имамом.

Имам в намерении отмечает, что совершает намаз в качестве имама, громко произносит вступительный такбир и такбиры в начале каждого действия, громко читает суру Аль-Фатиха (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов и некоторых других рекомендуемых намазов, совершаемых коллективно.

По окончании чтения суры Аль-Фатиха имамом все вместе произносят: «Амин, я Раббаль-‘алямин», – затем маъмумы читают суру «Аль-Фатиха» про себя. В то время, когда в этих намазах маъмумы читают суру «Аль-Фатиха», имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.

Также имам громко произносит «Сами‘аллаhу лиман х'амидаh» при выпрямлении после поясного поклона и, завершая намаз, громко произносит заключительный «салям».

Имам в утреннем намазе также вслух читает молитву «Кунут» (во множественном числе), а маъмумы слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза ‘аляйка…» Начиная с этого выражения и далее маъмум читает молитву вместе с имамом про себя. После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.

 

Порицаемые действия при совершении коллективного намаза

Порицается растягивание намаза имамом без согласия коллектива. Маъмуму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом, также стоять дальше полутора метров от имама, стоять отдельно от ряда или в заднем ряду, если предыдущий не заполнен. Если они (имам и маъмум) молятся вдвоём, то маъмуму нежелательно становиться слева от имама или прямо за ним.

Все эти нежелательные действия мешают получить полное вознаграждение за коллективный намаз.

Если в ряду есть свободное место, нужно встать туда, а если нет, то следует попросить кого-то из этого ряда отойти к себе в задний ряд. Вступив сначала в намаз, нужно притянуть к себе для ряда впереди стоящего, но если нет уверенности, что этот человек составит с тобой ряд, то можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и маъмум стояли на ровном месте. Но при необходимости можно стоять одному выше, а другому ниже.

 

Порядок выполнения коллективного намаза для тех, кто опоздал к его началу

Опоздавшим можно назвать того, кто пришёл на коллективный намаз, когда не осталось достаточно времени для суры Аль-Фатиха до ухода имама в поясной поклон, или присоединился к коллективному намазу, когда имам выполнял поясной поклон, выпрямление после него, земной поклон или читал Ташаhhуд и т.д., до произнесения имамом первого заключительного «Саляма».

Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает соответствующее вознаграждение за коллективный намаз, но не полностью.

 

Что должен делать опоздавший?

Опоздавший вступает в намаз, сделав намерение, и затем следует действиям имама.

Если имам заканчивает чтение суры Аль-Фатиха, а опоздавший только начинает её читать, то, когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, опоздавший прекращает чтение и следует за ним. Он не должен дочитывать суру Аль-Фатиха.

Если имам совершает поясной поклон, то он тоже делает поясной поклон. Весь этот ракаат ему засчитается, если он успел находиться в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения выражения «Субханаллаh», пока имам не выпрямился после него.

Если же опоздавший не успел, то этот ракаат (цикл) ему не засчитывается. Ему нужно совершить этот ракаат полностью после того, как имам завершит намаз.

Если имам находился в положении после поясного поклона – стоя, при земном поклоне или сидел, – то опоздавший принимает то же положение, что и имам, но этот ракаат ему не засчитывается. Ему нужно совершить его после того, как имам завершит намаз.

Если опоздавший присоединился к имаму, когда тот читал «Ташаhhуд», то он следует за имамом, но после того, как имам завершит намаз, ему нужно совершить намаз полностью.

Если руководящий намазом не сделает намерение совершить намаз в качестве имама, то он упустит вознаграждение за коллективный намаз. Однако его намаз считается действительным, кроме пятничного намаза.

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.