Для всех пяти намазов самое ценное время для его совершения предписано одно и то же – это начало времени‚ когда человек убедился в наступлении срока намаза и плюс столько, сколько нужно для соблюдения необходимых действий и условий намаза: очищение, омовение, одевание для укрытия аврата, совершение фарза и его суннатов-муаккада (особо ценные суннаты) и обычных суннатов.
Если после оглашения азана в мечети до икамата пройдёт время, пока люди соберутся на джамаат, это не повредит самому ценному времени для его совершения, если пауза не будет слишком долгой.
Самое ценное и избранное время для совершения всех пяти намазов
Для утреннего намаза лучшим и избранным считается время после вышеприведённого самого ценного времени, до того, как станет светло. Допустимое время после этого – это время, когда на восходе появится краснота (восходящего солнца). Временем, до которого порицается (караха) откладывать совершение утреннего намаза, является период от момента, когда станет светло, до восхода солнца.
Откладывать совершение утреннего намаза до момента, когда до восхода солнца не будет хватать времени на завершение намаза (таким образом, что конец намаза останется на время после истечения периода для намаза), без уважительной причины греховно (харам). В таком случае нужно незамедлительно совершить намаз, и если хотя бы один ракаат намаза будет совершён до истечения срока, отведённого для намаза, этот намаз считается совершённым в срок. Срок, на который греховно откладывать совершение намаза, для всех пяти намазов одинаков.
Если человек после совершения ночного намаза, отвлекаясь на ненужные ни в миру, ни в Ахирате дела, поздно лёг спать и проспал до восхода солнца, также если он при рассвете проснулся и вновь уснул, не вставая на намаз, и проспал, то это опоздание не считается уважительной причиной.
Допустимое для полуденного намаза – это время, когда тень вертикально стоящего предмета увеличится на половину его (предмета) длины; самая короткая тень солнца при зените в расчёт не принимается. Время, до которого можно откладывать совершение полуденного намаза, есть время по завершении допустимого периода и ещё столько, сколько необходимо для совершения намаза.
Откладывать полуденный намаз дальше этого времени греховно. Для полуденного намаза порицаемое (караха) время не указано.
Избранным для послеполуденного намаза считается момент, когда тень вертикально стоящего предмета не станет в два раза длиннее, чем сам предмет; размер тени предмета при зените не учитывается.
В совершении послеполуденного намаза нет нежелательности, пока солнце не пожелтеет. Время, допускаемое для совершения этого намаза, но нежелательное (караха) – это период, когда после «пожелтения» солнца остаётся время для совершения намаза. Откладывание послеполуденного намаза дальше этого времени попадает в промежуток времени, когда греховно (харам) совершать намаз.
Для вечернего намаза самое ценное, избранное и не порицаемое время одно. Так как по поводу времени этого намаза есть большие разногласия, откладывать от времени, которое мы ранее описали как самое ценное для намаза, до момента, чтобы было время для намаза, пока у неба не исчезнет красный оттенок (шафакъ аль-ахмар) считается нежелательным (караха). Срок после этого периода считается греховным временем.
Для ночного намаза избранным временем после самого ценного является время до момента, пока не пройдёт первая треть ночи. Есть мнение, что это время длится до полуночи. Временем, когда можно совершить ночной намаз без караха, считается период до момента, как наступит ложный рассвет.
С этого времени можно совершать ночной намаз, до того момента, как останется время, достаточное для совершения намаза полностью, но это нежелательно (караха). А откладывание на срок после этого времени считается греховным.
Если весь один ракаат попадёт в срок (предписанный) для намаза, то этот намаз считается совершённым вовремя, а если в этот срок попадёт меньше ракаата, то этот намаз считается совершённым как возмещаемый.
Если до истечения срока намаза остаётся достаточно времени хотя бы для того чтобы произнести самое малое – «Аллаху акбар», то считается, что исчезла причина, по которой не совершался намаз, к примеру, человек пришёл в сознание, освободился от джиннов, достиг совершеннолетия, или женщина в этот момент очистилась от хайза или нифаса, то этот намаз считается обязательным, и его нужно возместить.
Если же это был намаз, который можно совмещать в пути (сафаре) с другими намазами, например, послеполуденный или ночной, то необходимо возместить и совмещаемые намазы, то есть полуденный или вечерний. Например, если тот, кто был не в сознании, пришёл в себя, когда осталось достаточно времени до истечения срока послеполуденного намаза, чтобы произнести только «Аллаху акбар» или больше этого, то он должен возместить послеполуденный и предыдущий полуденный намазы.
Также, если после наступления времени намаза прошло время, за которое можно совершить намаз, или больше этого, и появилась причина, по которой нельзя совершить намаз, например, потеря сознания, начало месячных, то человек впоследствии обязан возместить этот намаз.
Но если этот намаз можно совмещать в пути, то последующий намаз не нужно возмещать. На это особое внимание должны обращать женщины. Они должны тщательно следить за ежемесячным циклом – за его началом и окончанием.
Это нужно для того, чтобы женщина не упускала намазы, которые обязана совершить, или которые греховно совершать в определённом состоянии. Это всё она должна знать. Например, если месячные начались после начала периода намаза по истечении времени, за которое можно было совершить намаз, то она должна его возместить, а если начались за меньшее время, чем хватило бы для намаза, то для неё греховно этот намаз возмещать.
Также, если до истечения срока намаза оставалось столько времени, что можно произнести «Аллаху акбар», то она должна возместить этот намаз, а если времени было меньше, то для неё греховно его возмещать.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Из книги Ахмада-хаджи Исаева «ИРШАДУЛЬ АВАМ»
Смотрите также:
Сколько намазов можно совершить с одним омовением?
Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан на следующий намаз?