Нарушается ли намаз, если имам допускает ошибки в чтении Корана?

7 Апрель 2018
14971

Ошибка в чтении аятов Корана или суры Аль-Фатиха бывает двух видов.

Первый вид – это ошибка, которая не меняет значения (смысл) слова. Такая ошибка при чтении суры Аль-Фатиха или других аятов не нарушает намаз. Однако преднамеренно допускать такие ошибки, когда есть возможность обучаться правильному чтению, считается греховным (харам).

Например, Али слышит, как имам читает суру Аль-Фатиха и ошибся в слове «الحمد-Альхамду», сказав «альхамди» с касрой в конце, это не меняет значения слова, поэтому Али может продолжать свой намаз за имамом, и их намаз будет засчитан. Таково же решение и относительно других ошибок, которые не меняют значения слов. (Конечно, для этого он должен знать значение слов читаемого текста).

Второй вид – это ошибка, которая меняет значение слова.

Если имам преднамеренно допускает ошибку, имея возможность обучиться, то его намаз нарушается, и за таким имамом следовать в намазе нельзя. Если человек заметил ошибку имама уже в намазе, то он должен отделиться от имама и самостоятельно продолжить намаз.

Например: Али слышит, как имам преднамеренно допускает ошибку без уважительной причины в слове «أنعمتَ – анʻамта» он говорит «анʻамтУ», что меняет значения слова, и нарушает намаз имама, следовательно, Али должен отделиться от имама (сделав в сердце намерение отделиться от него) и завершить намаз самостоятельно в одиночку.

Если имам случайно ошибся, то он должен вернуться и заново правильно прочитать это слово. Если же он так поступит, то Али продолжает за ним свой намаз, и их намаз будет считаться действительным.

Что касается имама, у которого не было возможности изучить правильное чтение, или который не способен произносить правильно некоторые буквы и слова, то:

- если эта ошибка в «Альхаме» (суре Аль-Фатиха), его собственный намаз считается действительным. Однако совершать за ним коллективный намаз кариу (человеку, способному правильно читать суру Аль-Фатиха) запрещается. Если они оба ошибаются в одном и том же слове, то есть ошибка у них одинаковая, они могут совершить намаз, следуя друг за другом;

- если эта ошибка у него присутствует и в других сурах, читаемых после «Альхама», то можно следовать за ним в коллективном намазе, и намаз будет считаться действительным.

Допустим, Муса никак не может научиться правильному произношению букв, например, букв са, звад, за ( ظ – ض – ث ), или же он недавно принял Ислам и не прошло достаточно времени, чтобы обучиться правильному чтению «Альхама». Намаз такого человека (Мусы) считается действительным.

Однако Али, который читает правильно «Альхам», не может следовать за ним в коллективном намазе. Если Али совершил за ним (Мусой) намаз, а потом узнал о его особенности, то должен возместить совершённый за ним намаз.

Некоторые дополнения к данному вопросу:

Например, Али зашел в мечеть с опозданием. Он замечает там группу людей, совершающих коллективный намаз, где имамом стоит незнакомый ему человек (как часто это бывает в мечети). Али предположив, что этот имам умеет правильно читать «Альхам», последовал за ним в намазе.

После он узнал, что имам допускает ошибки в чтении «Альхама». В этом случае Али должен заново совершить намаз. А если он обнаружил его неграмотность в ходе намаза, например, понял, что тот не способен произносить правильно некоторые буквы, то он должен отделиться от имама и совершить свой намаз сначала. То, что он сделал вслед за тем имамом, аннулируется.

Насир Сулейманов,

преподаватель Дагестанского теологического института имени Саида Афанди

Смотрите также:

Если в намазе допущена ненамеренная ошибка

Самая распространённая ошибка в суджуде или кто крадёт у себя намаз

Если имам не правильно читает Аль-Фатиху

Раздел о нарушениях намаза

За кем нельзя совершать коллективный намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.