Можно ли в Исламе делать ставки на спорт?

14 Апрель 2018
17034

- Пойдём, сделаем ставку на сегодняшний бой.

- Эй, брат, ставки ведь делать нельзя по шариату.

- Почему нельзя, а что там такого, чтобы это было запретным?

Услышав о таком диалоге, который мне передали, я захотел наставить своих братьев по вере и довести до них мнение шариата по этому вопросу. Я обращаюсь к тем братьям, которым небезразличны предписания нашего Творца.

Что такое ставки?

Ставки относятся к азартным играм, ибо азартной игрой по шариату считается то, от чего вы либо можете получить какую-либо прибыль либо, наоборот, потерять все деньги, то есть в этом есть и риск потери, и шанс победы. А ставки имеют именно такой результат.

Азартные игры в Коране выражаются словом «майсир». Слово «майсир» происходит от слова «юср», что в переводе означает «лёгкость» (ибо азартные игры – это лёгкий способ заработать деньги), или, по другой версии, от слова «ясар», что в переводе означает «богатство», ибо азартные игры лишают хозяина его богатства. Фактов, доказывающих это, достаточно.

Решение шариата относительно ставок

Итак, ставки запрещены, потому что они относятся к азартным играм, а они запрещены шариатом. Всевышний в Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее [всё, что затмевает разум], аль-майсир (азартные игры), идолы, которым поклоняются многобожники, и стрелы (принятие решения по стрелам) являются мерзостью из деяний сатаны [грехом, который он украсил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы стали счастливыми и получили воздаяние». (сура «Аль-Маида»: 90)

«Всевышний Аллах в этих и последующих аятах обращается к мусульманам и хочет разъяснить пагубность опьяняющего и азарта, а идолы и гадальные стрелы (учитывая, что их используют неверующие) Всевышний упоминает для того, чтобы:

- показать, что опьяняющее и майсир подобны им в мерзости и пагубности;

- объяснить, к какому результату могут привести опьяняющее и азартные игры, если не отказаться от них;

- усилить ненависть в сердцах мусульман к этим вещам;

- показать, что эти четыре явления близки друг к другу. («Рух аль-баян»)

Казалось бы, какое объяснение ещё нужно мусульманину для того, чтобы отдалиться этих мерзостей? Но Всевышний на то и Милостивый, что проявляет заботу и милость к своим рабам. Он возвращается к этой теме и разъясняет её пагубность и мерзость, тем самым заботясь о мусульманах и наставляя их на правильный путь:

إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ

(смысл): «Сатана желает лишь посеять среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего и азартных игр и отклонить вас от поминания Аллаха и совершения намаза». (сура «Аль-Маида: 91)

«Это проявляется таким образом, что человек играет и ставит своё имущество и даже жену и лишается всего», – говорит Исмаил Хаки в комментарии к этому аяту. Таких фактов на сегодняшний день очень много.

В азартных играх это проявляется так, что победивший погружается в наслаждение от полученной победы и отвлекается от намаза, а проигравшим овладевает желание победить любыми способами и взять реванш и становится преградой, которая становится между ним и всеми прочими мыслями (что и называют азартом), и они забывают совершить намаз.

После такого разъяснения Всевышнего что могут сказать другие в комментариях к этому? Остаётся только сделать анализ сказанного. В этих аятах Всемогущий Аллах говорит, что азартные игры и опьяняющее это:

- наджаса, то есть нечистоты, скверна;

Получается, тот, кто участвует в этом, пачкается этими нечистотами в прямом и переносном смысле. А ведь если вас попросят убрать общественный санузел или даже войти туда, не всякий согласится.

- занятие и досуг шайтана;

Ведь Пророк говорит в хадисе, который приводит Абу Давуд: «Кто старается уподобиться какому-либо народу, тот из них».

- отбивает желание поминать Всевышнего;

Ведь Всевышний говорит: поминание Аллаха выше всего.

- отбивает желание совершать намаз, а «намаз – это ключ от рая», как сказал Пророк .

Я думаю, что тем братьям, которых мы упомянули в начале, достаточно приведённых наставлений и доказательств, и они поймут, к чему приводят азартные игры. А для тех, кто ещё сомневается, добавим следующее.

Причина запрета азартных игр

Великий учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами ввёл этот грех в свой сборник больших грехов под названием «Доводы, удерживающие от совершения больших грехов». В этом сборнике он пишет, что причиной запрета азартных игр является то, что на них распространяется следующий аят Корана:

ولا تأكلوا أموالكم بينكم بالباطل

(смысл): «Не пожирайте (не берите) имущества друг друга несправедливо (запретным путём)». (сура «аль-Бакара»: 188)

Как говорит вышеупомянутый учёный (Исмаил Хаки («Рухуль баян», стр. 375)) в комментарии к этому, этот аят является основным доводом к запретности азартных игр.

Также на азартные игры распространяется хадис, переданный от Хавли бинт Самир Аль-Ансари (да будет доволен ею Аллах), в котором сообщается, что она слышала, как Посланник Аллаха сказал:

إنَّ رِجَالًا يَتَخَوَّضُونَ في مَالِ الله بغَيرِ حَقٍّ، فَلَهُمُ النَّارُ يَومَ القِيَامَةِ

«Поистине, есть люди, которые распоряжаются имуществом Аллаха [средствами, являющимися общественным достоянием мусульман] неподобающим образом (незаслуженно присваивают это имущество), но в День Суда им достанется Огонь!» (Бухари 3118).

Ещё одним доводом, который должен заставить любителей азартных игр отдалиться от этой привычки, является хадис, переданный Имамом Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), согласно которому Пророк сказал:

وَمَنْ قالَ لِصَاحِبِهِ: تَعالَ أُقامِرْكَ فَلْيَتَصَدَّقْ

«Тот, кто скажет своему товарищу: "Давай-ка я сыграю с тобой в азартные игры" пусть подаст милостыню». (Бухари 4860 и Муслим 1647)

Речь идёт о том, что человек, сделавший своему товарищу такое предложение, должен подать милостыню, чтобы искупить свой грех.

Всевышнему Аллаху настолько ненавистен этот поступок, что Пророк предписывает подать милостыню в качестве штрафа за простой призыв поиграть в азартные игры. Если только за простые слова, не подкреплённые действиями (призыв сыграть в азартную игру), требуется выплатить штраф и подать милостыню, каково же будет наказание за непосредственное совершение этого греха?

Так вот, дорогие братья по вере, к предыдущим четырём пунктам можно добавить ещё два пункта негативности этого деяния:

- имущество, заработанное азартом, запретно, и его нельзя использовать, ибо Пророк говорит: «Тот, кто съест запретный кусок, тот съест кусок огня».

- призыв, не подкреплённый действиями, требует выплаты штрафа.

Передано, что один человек во времена сахабов заключил пари с другим человеком, что он съест какое-то количество яиц за определённую сумму денег. Услышав об этом, сподвижник Пророка Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это азартная игра».

Также передано от Ибну Сирина, что всё, в чём есть риск – это азартная игра, кроме того, что дозволено шариатом, например, торговля, скачки на опережение (с соблюдением условий, установленных шариатом).

Итак, можно подытожить. Ставки являются азартными играми, а азартные игры запрещены Кораном и Сунной. Причина запрета в том, что это недозволенный заработок. Мудрость запрета заключается в том, что это защита мусульман от всего негативного, что приносят азартные игры.

Да откроет Аллах сердца мусульман для принятия истины и да защитит их от наущений сатаны.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Магомедрасул Ашиков

 

Смотрите также:

Можно ли в Исламе делать ставки на спорт?

Азартные игры – беда нашего времени

Почему нельзя играть в карты?

Нельзя наносить вред ни себе, ни другим!

Настольные игры

Играть в нарды запрещено!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.