Мнение Ибн Хаджара по поводу дуа после намаза

16 Ноябрь 2021
6349

Мнение шейх уль-Ислама Ибн Хаджара Аль-Аскаляни (773–852), автора комментария к книге «Сахих аль-Бухари», по поводу дуа после намаза

Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», в главе, посвящённой мольбе после намаза, которую он так и назвал, пишет следующее:

«В этой главе опровергается мнение тех, кто утверждает, что мольба после намаза не имеет шариатского обоснования. Аргументируют они своё мнение хадисом, переданным имамом Муслимом от Аиши (да будет доволен ею Аллах), в нём сообщается, что когда Пророк произносил в конце молитвы слова приветствия (таслим), он не сидел дольше, чем требуется для произнесения слов:

اللهُمَّ ‌أَنْتَ ‌السَّلَامُ ‌وَمِنْكَ ‌السَّلَامُ، تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ

"Аллаhума Анта-с-Салям, ва минка-с-салям, табаракта я Заль-джаляли ва-ль-икрам".

"О Аллах, Ты – Спаситель, и от Тебя исходит спасение, благословен Ты, о Обладатель величия и почёта". (Муслим, 592)

Ответ на это утверждение заключается в следующем: "Поистине, суть отрицания сидения в хадисе – это отрицание того, что после завершения намаза Пророк продолжал сидеть в том положении, в котором он сидел в намазе (до саляма), только то время, за которое он произносил этот зикр. Ведь достоверно установлено, что когда Пророк завершал молитву, он поворачивался к сподвижникам. Следовательно, те дуа, которые, как передаётся, Пророк произносил после намаза, он читал после того, как поворачивался к сподвижникам".

Ибн Каййим в книге "Аль-Хадью ан-набавийю" пишет следующее: "Что касается дуа после намаза в направлении киблы, будь то для имама, участника коллективного намаза или человека, совершающего намаз индивидуально, то на это не было указания Пророка и не передаётся ни один хадис (с таким указанием) с достоверной или хорошей цепочкой. Некоторые учёные выделили для этого утренний и предзакатный намазы, но ни Пророк , ни праведные халифы после него не делали этого, и Пророк не указал на это, поистине, это поощрение того, кто увидел в этом одобряемое, заменив этим сунну".

Также он (Ибн Каййим) сказал: "Большинство дуа, которые имеют отношение к намазу, он (Пророк) читал во время совершения намаза и указал, что их следует так и читать, и это больше подходит положению того, кто совершает намаз. Ведь молящийся обращён к своему Господу и в намазе беседует с Ним, а когда он завершает молитву, его беседа с Господом прекращается. Как же он не возносит свою просьбу во время беседы и близости с Господом, когда он обращён к Нему, а потом просит Его после завершения намаза?"

Далее Ибн Аль-Каййим пишет: "Однако для того, кто прочитал азкары, переданные как желательные к чтению после обязательных намазов, желательно после них прочитать салават Пророку и вознести дуа, какое он пожелает. И это дуа будет произнесено после второго богослужения, то есть азкаров, а не после обязательного намаза".

Я (Ибн Хаджар Аль-Аскалани) на это отвечу: "То, что он (Ибн Аль-Каййим) говорит о полном отсутствии дуа после намаза, опровергается, ведь от Муаза ибн Джабаля достоверно передаётся, что Пророк сказал ему:

 يَا مُعَاذُ إِنِّي وَاللَّهِ لَأُحِبُّكَ فَلَا تَدَعْ دُبُرَ كُلِّ صَلَاةٍ أَنْ تَقُولَ اللَّهُمَّ أَعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ

"О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и наказываю тебе, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: "Аллаhумма, а‘ин-нни ‘аля зикри-ка, ва шукри-ка ва х'усни ‘ибадати-ка (О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе)"”. Этот хадис передали Абу Давуд (1522) и Ан-Насаи (9857), а Ибн Хиббан и Аль-Хаким посчитали его достоверным. Также от Абу Бакрата передаётся, что после каждого намаза Пророк возносил следующее дуа:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْكُفْرِ وَالْفَقْرِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ

Аллаhумма инни а‘узу бика мин-аль-куфри ва-ль-факри ва ‘азаби-ль-кабри (О Аллах, прибегаю к Твоей защите от неверия и бедности и от наказания в могиле)”. Этот хадис передали имам Ахмад (20409), Тирмизи (3503) и Ан-Насаи (1347), а Аль-Хаким посчитал его достоверным.

От Саада (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис, который далее будет приведён в главе о прибегании к защите от скупости.

Также от Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха после каждого намаза возносил следующее дуа:

اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَرَبَّ كُلِّ شَيْءٍ

Аллаhумма Раббана ва Рабба кулли шайъин… (О Аллах, Господь наш и Господь всего сущего (одушевлённого и неодушевлённого) …” Этот хадис передали Абу Давуд (1508) и Ан-Насаи (9849).

Также от Сухайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что когда Пророк завершал намаз, он произносил:

اللَّهُمَّ أَصْلِحْ لي ديني

Аллаhумма аслих' ли дини… (О Аллах, приведи для меня в порядок мою религию…” Этот хадис передал Ан-Насаи (9888), а Ибн Хиббан посчитал его достоверным.

Также передаются другие хадисы относительно этого вопроса".

Если скажут, что слова "после каждого намаза" подразумевают окончание намаза, то есть время чтения ташаххуда (аттахийята), мы ответим, что имеется указание читать зикр после каждого намаза, и это подразумевает, что чтение должно идти после саляма (после завершения намаза), согласно иджма‘ (единогласному мнению учёных). Такое же решение выносится относительно этого (вознесения дуа после намаза), и это решение действительно, пока не будет установлено противоречащее ему решение.

Имам Тирмизи передал от Абу Умамы хадис, в котором сообщается:

قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الدُّعَاءِ أَسْمَعُ قَالَ جَوْفَ اللَّيْلِ الْأَخِيرَ وَدُبُرَ الصَّلَوَاتِ

"У Пророка спросили: “Какие мольбы вероятнее всего будет услышаны?” − на что он ответил: “Те, с которыми обращаются в конце ночи и после обязательных молитв”". Тирмизи сказал, что у этого хадиса хороший иснад.

Также имам Ат-Табрани передал слова Джафара ибн Мухаммада Ас-Садика:

الدُّعَاءُ بَعْدَ الْمَكْتُوبَةِ أَفْضَلُ مِنَ الدُّعَاءِ بَعْدَ النَّافِلَةِ كَفَضْلِ الْمَكْتُوبَةِ عَلَى النَّافِلَةِ

"Дуа после обязательных молитв лучше, чем после желательных, так же, как фарз-молитва превосходит желательную молитву".

Многие последователи ханбалитского мазхаба, с которыми мы встречались, поняли, что слова Ибн Каййима подразумевают абсолютный запрет возносить дуа после намаза, но это не так. Поистине, суть его слов заключается в том, что он запретил возносить дуа сразу после завершения намаза, продолжая сидеть, обратившись в сторону киблы. А если верующий поменяет позу и повернётся лицом к людям или до этого прочитает установленные азкары, то в этот момент он не запрещает возносить дуа». («Фатх аль-Бари шарх Сахих Аль-Бухари»)

Великие имамы-хадисоведы в своих сборниках хадисов посвятили мольбе после намаза целые разделы. Так, имам Аль-Бухари (194–256) выделил главу, которая так и называется: «Дуа после намаза».  Имам Ан-Насаи (215–303) в своём сборнике «Сунан» приводит главу, которая называется «Глава о зикре (поминании Всевышнего) и дуа после саляма (завершения намаза)».

Ибн Хузайма (223–311) в своём сборнике «Сахих Ибн Хузаймы» привёл хадисы о желательности чтения дуа после намаза и дал этой главе название «Раздел о мольбе после завершения намаза саламом».

Также в главе «Раздел с описанием намаза» шейх уль-Ислам Ибн Хаджар Аль-Аскалани приводит такие слова: «В нём есть достоинство зикра после намазов. Имам Аль-Бухари в разделе “Дуа” посчитал это доводом и в пользу чтения дуа после намаза, потому что это достойный момент, когда есть надежда на принятие мольбы». («Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари»)

Продолжение следует…

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Абдулла Магомедов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Дуа после намаза

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.