Превращайте пустое времяпровождение в богослужение

8 Апрель 2022
739

Каждая минута Рамадана дорога сердцу мусульман. Особенно после последних лет затянувшегося карантинного режима. Полноценный Рамадан с совместными ифтарами, таравих-намазами в мечетях, без соблюдения дистанции – это дар Всевышнего нам в этом году.

О том, как Ислам призывает расходовать время на необходимые сон и еду в месяц Рамадан, мы попросили рассказать доктора исламских наук Мухаммада Салманова.

 

- В месяц Рамадан мы часто практикуем бодрствование до утреннего намаза. Но так организм быстро «выдыхается», допустимо ли это?

В любом деле важен порядок и расписание. Это приносит баракат. Распределение времени для сна очень важно для человека. Сон — это милость Аллаха. И в месяц Рамадан, и в другое время важно давать организму отдыхать во сне. Самое лучшее – ложиться спать сразу после таравих-намаза, вставать на сухур и тахаджуд-намаз. После ночного намаза нежелательно даже вести ненужные разговоры.

На сон человек тратит большую часть своей жизни. Жизнь, проведённая во сне, не приносит пользы ни в этом мире, ни в жизни вечной. Это не значит, что надо лишать себя сна. Естественно, человек должен отдыхать, особенно если занят физическим трудом или спортивным нагрузками, работает в поле или занимается ремёслами. А если нет такой нагрузки и человек занят умственным трудом, работая в помещении, то лучше ограничиться коротким сном.

Когда человек меньше грешит, чаще упоминает Всевышнего, и у него нет тяжёлой физической нагрузки, ему хватает малого количества сна. Ему можно сократить время на сон и проводить освободившееся время в богослужении.

Некоторые люди в месяц Рамадан проводят время до утра в разговорах, за чаепитием и т. д. Если бы люди в самом деле проводили время до утра в богослужении, то вопросов не возникало бы, но в большинстве случаев это ценное время ночи Рамадана проводится впустую. Вместо этого лучше сразу после таравих-намазов поспать часа два-три-четыре, если больше не получается.

Хотя в этом году мы имеем возможность после таравих-намазов лечь в десять часов и проснуться в три часа ночи. Это пять часов непрерывного сна. А те, кто не спят до утреннего намаза, дожидаются этого времени, совершают утренний намаз и сразу ложатся спать, а это делать нежелательно.

Как мы знаем, после утреннего намаза нужно дождаться восхода солнца, совершая богослужение, это ещё примерно полтора часа после азана. Это то самое ценное время, когда желательно поминать Аллаха (зикр) и читать молитвы. Всевышний именно в это время ниспосылает баракат, ризк, и всё это упускается человеком, который ложится спать сразу после утреннего намаза.

К тому же этого сна не хватит организму. В таком случае лучше соблюсти сунну Пророка – кайлюля – сон до обеденного азана или же сразу после обеденного намаза. Если работа позволяет, желательно в это время немного поспать. Такой сон полезен для ночного богослужения. После предзакатного намаза спать не стоит, это очень плохо влияет на организм и на духовность.

 

Зачастую в месяц Рамадан будто включается ночной режим питания, то есть бывает так, что всё это время – от заката до рассвета – человек ест.

Правильный режим дня, умеренность в еде, правильное питание — это всё сунна Пророка . Правильное питание, умеренность в еде, несмешивание в одном приёме пищи продуктов, которые не сочетаются друг с другом – это всё не только медицинские рекомендации, это влияет и на духовную сторону личности. Сердце черствеет, если много есть. Тяжесть в желудке, тяжесть в теле, усталость, лень, сонливость – и человеку уже трудно заниматься богослужением.

В известном хадисе, который передаётся от Сахля ибн Саада (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

لَا ‌يَزَالُ ‌النَّاسُ ‌بِخَيْرٍ ‌مَا ‌عَجَّلُوا ‌الْفِطْرَ

«Не покинут блага мою умму, пока она будет спешить разговляться». (Бухари, 1957; Муслим, 1098)

Когда человек сразу с азаном на вечернюю молитву спешит открывать пост, это лучше для него. Это не означает, что он должен в этот момент досыта наесться, пусть съест три финика, если фиников нет, то выпьет воды или перекусит фруктами, прочитает дуа после поста и дальше приступит к вечерней молитве, желательно коллективно.

И потом, когда организм уже готов к приёму пищи, можно приступить к трапезе. Если мы целый день ничего не ели, а вечером сразу съедаем много, это большая нагрузка для организма. Есть нужно с адабом, не спеша.

Беседовала Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.