Всемирный день молодёжи отмечается в 2020 году 10 ноября. Немного истории: праздник был учреждён в 1945 году, спустя примерно два месяца после окончания Второй мировой войны. Дата празднования «Всемирного дня молодёжи» приурочена ко дню окончания Всемирной конференции молодёжи, которая проходила 29 октября — 10 ноября в столице Англии Лондоне.
День окончания конференции был знаменателен прежде всего тем, что считается днём основания Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ), которая провозгласила своей целью «сплочение различных молодёжных организаций в борьбе против империализма и реакции, за мир, демократию, национальную независимость, в защиту политических, социальных и экономических прав и интересов молодёжи». Советский Союз в этой организации представлял Комитет молодёжных организаций СССР. Именно ВФДМ и принадлежит инициатива повсеместного празднования Всемирного дня молодёжи.
Для молодых людей можно организовать множество мероприятий в честь этого дня, но лучшее, что мы можем дать детям – это хорошее воспитание! Нравственность – это начало начал, без которого не стоит ждать добра от человека. Может, именно поэтому мы стараемся прививать лучшие качества своим детям? Наши мечты и надежды, благородные цели и планы связаны с детьми, то есть с молодым поколением. Но чтобы быть в контакте с молодёжью, необходимо сохранить связь с ребёнком ещё с младенческого возраста.
В семье, где ребёнок привязан к своим родителям или опекунам, и где живёт чувство любви и сострадания, уважение и привязанность, больше шансов на то, что авторитетом для ребёнка останется его родитель (опекун). При взрослении ребёнок будет прислушиваться не к уличным друзьям, а к близким людям. При таком раскладе велика вероятность, что взрослое поколение сможет привить молодому такие качества, как храбрость, мужество, богобоязненность, любовь к религии, уважение к другим нациям и верованиям.
В книге канадского психолога Ньюфелда Гордона «Не упускайте своих детей» автор рассказывает о теории привязанности, о той самой, благодаря которой мы можем сохранить связь со своим ребёнком на протяжении всей жизни и привить ему лучшие качества. Конечно, если сами обладаем ими.
Во многом от наших нравственных качеств зависит, каким будет будущее поколение. Ведь мы передаём им то, чем наполнены сами.
Давайте заглянем в историю Ислама, какое внимание уделялось молодым людям?
Первое, что нужно отметить – вся жизнь Пророка Мух'аммада (мир ему и благословение Аллаhа) является примером для всего человечества: как действовать в той или иной ситуации, как относиться к детям, соседям, родителям (опекунам), родственникам, друзьям и так далее.
Если Ньюфелд и другие психологи говорят о теории привязанности, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) нам показывает это на практике, а не только в теории, а он является лучшим из людей и наилучшим примером!
Рассмотрим отношения Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) с детьми:
1. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) любил носить детей на руках, целовать их и вдыхать их запах;
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллаһ) передаётся:
جَاءَ أَعْرَابِيٌّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: تُقَبِّلُونَ الصِّبْيَانَ؟ فَمَا نُقَبِّلُهُمْ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَوَأَمْلِكُ لَكَ أَنْ نَزَعَ اللَّهُ مِنْ قَلْبِكَ الرَّحْمَةَ
«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) явился какой-то бедуин, который сказал: “Так вы целуете своих сыновей? А мы не целуем их”. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: “Что же я могу поделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?”» (Бухари, 5998; Муслим, 2317).
2. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) оказывал даже детям почёт и уважение;
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллаһ) передаётся:
رَأَيْتُ الْحَسَنَ وَالْحُسَيْنَ رَحْمَةُ اللَّهِ عَلَيْهِمَا عَلَى عَاتِقَيِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقُلْتُ: نِعْمَ الْفَرَسُ تَحْتَكُمَا قَالَ: وَنِعْمَ الْفَارِسَانِ هُمَا
«Я увидел, как Хасан и Хусейн (да смилуется над ними Аллаһ) сидели на спине Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), и я сказал: "Какой у вас хороший скакун". А Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) ответил: "И какие хорошие они всадники"». (Баззар, 293)
Эти истории свидетельствуют о том, что человек, обладая такими достоинствами, как милосердие и дружелюбное отношение к детям, не лишается мужества, авторитета, храбрости, решительности и других подобных качеств.
А дети ведь запоминают всё: любое доброе слово и совет, грубость и ругань. И всё, что увидели у взрослых, они обязательно применят в жизни.
Дети в любой семье – зеркало, отражающее взрослых членов семьи. Это обязательное правило, аксиома, назовите, как вам угодно. Когда нам не нравится что-то в поведении ребёнка, нужно задуматься, где мы допустили ошибку! И искать причину в себе, а не обрушиваться на маленького человека, словно камнепад.
Так и молодёжь в целом отзеркаливает то общество, в котором выросла. Если общество не сумело привить лучшие качества молодому поколению, значит оно само не обладало такими качествами.
Благородные мужи стараются уделять особое внимание как собственным детям, так и молодым людям в обществе, стараясь дать им лучшее воспитание.
С такой же благородной целью:
1. Муфтият РД организовал республиканский конкурс «Золотые правила нравственности» в несколько этапов среди учащихся детсадов, школ и вузов;
2. благотворительный фонд «Инсан» уделяет особое внимание детям-сиротам;
3. Муфтият РД открыл школы для слепых и слабовидящих, для глухонемых и слабослышащих детей и юношей;
4. все проповеди и передачи на канале ННТ, а также работа сайтов ИсламДаг.Ру, Ислам.Ру, газеты «Ас-Салам» направлена на улучшение нравственных качеств жителей нашей республики.
Вся эта работа делается для того, чтобы наша молодёжь смогла сохранить наследие Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и передать его своим детям.
Подводя итоги, хочется сказать, что всё начинается с нас самих, давайте приложим усилия, чтобы стать сегодня лучше, чем вчера, стать полезнее обществу, совершенствовать своё богослужение, улучшать нравственность, тогда и молодёжь последует за нами.
А молодым и не только людям следует изучать жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), чтобы его нрав, образ, поступки стали ориентиром и компасом на их жизненном пути.
Полезная статья?
Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!
Марьям Алибегова
Смотрите также:
Нравственность в современном обществе
Деградация нравственности в современном мире
Духовно-нравственное воспитание. Каким оно должно быть?
Проблема современной нравственности в Коране
Позиция Ислама и советской школы в воспитании человека