О повиновении правителям в свете Корана и Сунны

6 Июль 2022
3861

Граждане обязаны подчиняться правителю – это общепринятое мнение мусульманских учёных. Оно основано на ясных текстах Священного Корана и изречениях Пророка ﷺ, которые передаются из поколения в поколение.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, Посланнику (придерживаясь Корана и сунны) и обладателям власти над вами (правителям мусульманам, придерживающимся шариата, ибо нет подчинения созданию в ослушании Создателю)». («Сафват ат-Тафасир», сура Ан-Ниса: 59)

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْمَعُوا وَأَطِيعُوا، وَإِنِ اسْتُعْمِلَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ حَبَشِيٌّ، كَأَنَّ رَأْسَهُ زَبِيبَةٌ

«Слушайте своего правителя и повинуйтесь ему, даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого подобна изюмине». (Бухари, 7142; Ибн Маджах, 2860)

Имам Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», комментируя этот хадис, пишет следующее: «В этом хадисе есть довод в пользу запрета восстания против правителей, даже если они несправедливы, так как восстание против них обычно приводит к худшим последствиям, чем то, за что их упрекают».

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ عَلَى الْمَرْءِ الْمُسْلِمِ فِيمَا أَحَبَّ وَكَرِهَ، مَا لَمْ يُؤْمَرْ بِمَعْصِيَةٍ، فَإِذَا أُمِرَ بِمَعْصِيَةٍ فَلَا سَمْعَ وَلَا طَاعَةَ

«Мусульманин обязан слушать и повиноваться тому, что ему нравится и что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться». (Бухари, 7144; Муслим, 1839)

Мухаммад ‘Абдуррахман Аль-Мубаракфури в своей книге «Тухфат аль-Ахвази фи шарх Джами‘ ат-Тирмизи», комментируя этот хадис, пишет следующее:

«Когда имам повелевает совершить желательное или дозволенное действие, оно становится обязательным».

Смысл сказанного сводится к тому, что послушание и подчинение правителю – обязанность каждого мусульманина, независимо от того, нравятся или не нравятся ему его повеления, при условии, что его не будут принуждать к грехам. Если же человека принуждают к греху, ему не разрешается подчиняться правителю или кому бы то ни было в этом грехе, но и не дозволяется сражаться с ним.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَطَاعَنِي فَقَدْ أَطَاعَ اللهَ، وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللهَ، وَمَنْ أَطَاعَ أَمِيرِي فَقَدْ أَطَاعَنِي، وَمَنْ عَصَى أَمِيرِي فَقَدْ عَصَانِي

«Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся моему правителю повинуется мне, а ослушавшийся моего правителя ослушивается меня». (Бухари, 7137; Муслим, 1835)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Муслим также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَمَنْ يُطِعِ الْأَمِيرَ فَقَدْ أَطَاعَنِي، وَمَنْ يَعْصِ الْأَمِيرَ فَقَدْ عَصَانِي

«Повинующийся правителю повинуется мне, а ослушавшийся правителя ослушивается меня». (Муслим, 1835)

Имам Бухари в своём сборнике достоверных хадисов «Аль-Джами‘ ас-Сахих» в главе «О правлении» написал специальный раздел, посвящённый послушанию правителям.

Имам Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», комментируя вышеприведённый хадис, пишет следующее:

«В этом хадисе содержится указание на обязательность подчинения правителям во всём, кроме греховного. И мудрость повеления подчиняться правителям заключается в сохранении единства народа, ибо разногласия приводят к разложению и порокам».

Итог сводится к запрету поднимать оружие против государства под любыми предлогами, так как это не приведёт ни к чему, кроме разрушений и гибели людей, в том числе ни в чём не повинных.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал:

مَنْ خَرَجَ مِنَ الطَّاعَةِ وَفَارَقَ الْجَمَاعَةَ فَمَاتَ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто вышел из повиновения правителю (имаму), отделился от джамаата мусульман и умер в таком положении, тот умер смертью джахилии (невежества)». (Муслим, 1848)

 

В чём заключается мудрость подчинения правителям?

Доктор Юсуф Хаттар Мухаммад в своём труде «Связь мусульманских учёных с правителями в свете Ислама» пишет следующее: «Одна из основ нашей чистой религии – обязанность подчиняться правителям. Поистине, повиновение правителю усиливает единство народа, упорядочивает дела мусульман, сохраняет жизнь людей, а ослушание приводит к разложению общины и религии».

Али Омаров

 

 

Смотрите также:

Родина – что же это такое?

Что значит любить свою Родину

Признаки любви к Родине

Чем определяется любовь к Родине

Взаимные права и обязанности государства и граждан

Как привить любовь к Родине

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.