Кутуз созвал срочное собрание

25 Сентябрь 2017
2746

Чем пригрозили монголы Египту и правителю Кутузу. Часть 2

После прочтения письма Хулагу Кутуз созвал высшую совещательную палату, где собрал больших командиров, амиров и визирей. Собравшиеся сразу же начали совещание с обсуждения сложившейся проблемы и путей её решения.

Однако выбор у них был крайне ограниченным – либо война со всеми вытекающими, либо безоговорочная капитуляция. Что касается самого Кутуза, то он для себя давно решил, что он выбирает.

О капитуляции на данный момент он даже не думал, потому что прекрасно знал, что никто не будет к ним снисходителен, если только он сам не возьмёт своё. Армию завоевателей невозможно вернуть обратно на свою родину уговорами, их надо заставить убраться обратно.

Таково было видение Кутуза относительно сложившейся ситуации. Однако не все амиры, которые собрались на совете, были такого же мнения, ибо они не так ясно видели серьёзность проблемы, которую им предстоит устранить.

Да, они очень ревностно относились к своей религии и очень любили Ислам, но у них не было такой военной подготовки и боевого опыта, как у Кутуза.

Разница в силе и возможностях между Египтом и государством монголов, которое простиралось от Кореи на востоке до Польши на западе, даже после последних укреплений Египта была очень огромной. В любом случае возможности Египта на то время были крайне ограниченными.

Египетская армия явно уступала монголам в количестве и вооружении. Плюс ко всему свою роль играла укрепившаяся во многих умах легенда о непобедимости монгольской армии, не говоря о миллионах солдат и мирных жителей, вырезанных монголами только на Ближнем Востоке.

До этих событий монголы разгромили армии Хорезма, Армении, курдов, аббасидов, Европы и Шама. Поэтому в то время была распространена легенда, которую люди рассказывали друг другу: «Если кто-то вам скажет, что монголы потерпели поражение, не верьте!»

Учитывая всё это, амиров и командиров терзали сомнения, и им не хватало той решительности, какая была у правителя Кутуза, потому они почувствовали слабость, и их охватила тревога и вялость.

Что делать предводителю в такой ситуации?

Как устранить укоренившиеся в сердцах людей страх и боязнь?

Согласятся ли командиры на авантюру, которую они считают обречённой на провал?

Кутуз использовал для этого два хода, которые на то время оказались самыми лучшими методами воспитания духа и самыми эффективными способами воодушевления армии и побуждения их на совершение того, что считает затруднительным большинство людей.

Первым делом Кутуз решил воодушевить их личным примером. То есть он был готов показать свою храбрость и решительность, чтобы остальные последовали его примеру.

Он решительно и смело объявил перед всеми собравшимися: «Я сам лично выйду на бой против монголов!» («Ас-Сулук ли-ма‘рифат дуваль аль-мулук», 1/515)

Он показал, что не намерен отправлять армию навстречу монголам, а сам отсиживаться во дворце Каира. Наоборот, он был готов вместе со всем народом перенести эти страдания и терпеть вместе со своими солдатами любые тяготы войны.

Если бы Кутуз отправил армию на войну, а сам остался дома в Каире, никто бы не упрекнул его за это. Ведь он был предводителем мусульман. Все надежды уммы связаны с ним. Если он погибнет, умма может также погибнуть.

Но Кутуз не нашёл лучшего способа для воодушевления людей и успокоения волнующихся от страха сердец. К тому же Кутуз и сам стремился к джихаду, жаждал для себя шахады (мученической смерти за веру) и тосковал по Раю, в который после смерти попадают шахиды.

Ведь каждый человек умирает только тогда, когда это предписано Всевышним Аллахом. Кутуз тоже прекрасно понимал, что ни одна душа не покинет этот мир, прежде чем не закончится предписанное ей пропитание и отведённый срок. Но мало кто из мусульман в реальности проживает, следуя этим и другим общеизвестным аксиомам.

Люди практически на протяжении всей своей жизни тщетно пытаются увеличить свой удел и срок, отведённый им Всевышним на этой бренной земле. Но многие не понимают, что храбрость никогда не уменьшит их удел и не укоротит отведённый им срок в этом мире. Точно так же трусость никогда не увеличит предписанный человеку удел и не продлит его жизнь ни на мгновение.

Кутуз прекрасно понимал, что лучше прожить один час с достоинством, чем существовать вечно униженным и покрытым позором.

Не было сомнения в том, что когда амиры и визиры увидят Кутуза таким воодушевлённым, их сердца покинет страх. Таков результат умения вести людей за собой, ведь один поступок настоящего мужчины благоприятнее воздействует на тысячу человек, чем тысяча слов, сказанных тысячей человек – на одного человека.

Вторым тактическим ходом, к которому прибегнул Кутуз для воодушевления армии и народа, было напоминание о том, ради чего Всевышний создал человека, и о важности той цели, ради которой человек живёт на земле. Для истинного мусульманина не имеют значения желания людей, он всегда действует ради довольства Всевышнего Аллаха и победы Ислама.

Также одним из самых эффективных способов воодушевления и побуждения людей, который применил Кутуз, было подробное разъяснение важности их цели и поставленной перед ними задачи. Ведь в таком случае любой поступок, движение и даже подготовка к нему становится поклонением всевышнему Аллаху.

Кутуз не побуждал их к мирской жизни, не побуждал следовать за каким-либо конкретным человеком, не взывал к их патриотизму или национализму. Не побуждал он людей выйти и защищать свою жизнь. Наоборот, он побуждал их стремиться к смерти.

Ведь разница между человеком, который вышел на джихад, желая смерти (шахаду), и тем, кто вышел на джихад и во что бы то ни стало старается сохранить свою жизнь – огромна. Действительно огромна…

Далее Кутуз, обращаясь к собравшимся, прямо сказал: «О предводители мусульман! У вас было время, когда вы получали пропитание из казны мусульман, и в то же время те, кто участвует в джихаде, были вам ненавистны. Теперь я отправляюсь на джихад. Кто выбрал джихад, пусть присоединится ко мне, а тот, кто не выбрал джихад, пусть вернётся к себе домой. И не забывайте, поистине, Всевышний Аллах ведает обо всём». («Ас-Сулук ли-ма‘рифат дуваль аль-мулук», 1/515)

Стоит отметить, что Кутуз обратил внимание собравшихся на то, что все эти амиры и визири долгие годы жили за счёт казны мусульман. Более того, многие не только питались, но и наживали себе богатства за счёт государства. И в то же время они не выполняли свои прямые обязанности, а занимались только сохранением своих должностей и накоплением дозволенного и недозволенного имущества, и это стало основной целью их деятельности на постах.

Ни один визирь даже и не помнил, что у него есть обязанности перед народом и что он не является хозяином этих людей. Они не понимали, что, кроме широких прав, у них есть ещё и обязанности, что они обязаны отчитываться перед Всевышним Аллахом и народом за каждый свой шаг, за каждый дирхем или динар…

Кутуз этими словами желал пробудить в их сердцах честность и справедливость. Эти слова также разоблачили всех визирей перед самими собой. Ведь Кутуз ясно видел, что находится в сердце каждого из этих визирей.

Кто защитит Ислам, если не мы

Затем сердцем Кутуза овладели такие чувства, что он заплакал и, продолжая свою речь, сказал: «О предводители мусульман! Кто защитит Ислам, если этого не сделаем мы?» Он произнёс слова, которые нужно взять каждому мусульманину в качестве руководства для жизни.

Если каждый мусульманин скажет эти слова от всего сердца, мусульманская умма никогда не потерпит поражения. Часто мусульманин ждёт, что помощь придёт к нему от других братьев мусульман. Он ждёт, пока кто-то другой, а не он сам начнёт беспокоиться об Исламе.

Очень часто он обсуждает мировые проблемы, а сам даже не думает делать хоть что-нибудь. Иногда мусульманин ждёт, что где-то в доме соседа или в соседнем городе родится герой, подобный Салахуддину Аль-Аюби, Халиду ибн Валиду, Кутузу и т.д.

Он даже не допускает мысли, что такой герой может выйти из его дома или что он сам может стать таким.

Почему именно ты не станешь Салахуддином Аль-Аюби?

Почему именно ты не станешь Юсуфом ибн Ташфином?

Почему именно ты не станешь Нуруддином Махмудом Аз-Занки?

Кто защитит Ислам, если не ты?

Победа Кутуза

Эти слова Кутуза упали в сердца амиров, и они все начали громко плакать. Их сердца стали смиренными… А от человека со смиренным сердцем можно ждать только добра. А

 

некоторые амиры встали и сказали хорошие речи. Другие выказали своё согласие идти на джихад против монголов, несмотря на жертвы, которые им придётся понести ради этого.

Таким образом, Кутуз успешно сделал ещё один важный, вернее, самый важный шаг в своей жизни.

Что было дальше и чем Кутуз ответил послам монголов, вы узнаете из следующих наших статей…

 

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Мухаммад Султанов

 

 

Смотрите также:

Чем пригрозили монголы Египту и правителю Кутузу

Кутуз и его противостояние монголам

Кутуз и его противостояние монголам. Часть 2

Как Кутуз укрепил армию Египта к встрече с монголами. Часть 1

Возвращение мамлюков-бахритов на Родину

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.