Любая война – это наступления и отступления, разгромы на одних фронтах и победы на других, перегруппировки и выжидания. Иногда в том, что армия остаётся на поле боя до конца, может быть заключена большая погибель. Потери могут стать неоправданным пожертвованием людей.
Исходя из таких соображений, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принял решение отступить в сражении при Ухуде. Этим отступлением Пророк (мир ему и благословение Аллаха) показал последующим предводителям мусульман пример того, как следует поступать в подобных ситуациях.
Этот шаг был сделан для того, чтобы, исправив допущенные в этом сражении ошибки, основательно подготовиться следующему ходу, который принесёт победу по воле Всевышнего Аллаха.
Однако после отступления с поля боя, в котором мусульмане потеряли двадцать тысяч человек, а монголы – в несколько раз больше, правитель Хорезма Мухаммад ΙΙ отправился вглубь страны и решил укрепить крупные города своего государства. Он позаботился о своей личной безопасности и безопасности своей семьи, родных и близких. Тем самым он обеспечил защиту своего имущества, но оставил без внимания народ и то, чем он владеет.
Мухаммад ΙΙ в этой суете не смог подготовить ни армию, ни снаряжение для встречи с врагом, а Чингисхан не терял время зря. Он снова основательно подготовил свою армию и поспешил совершить следующий прорыв в Хорезм.
Двигаясь вглубь страны, Чингисхан подошёл к Бухаре (город в современном Узбекистане), родине великого учёного-мухаддиса, имама Аль-Бухари (194–256 гг. по хиджре). Монголы сразу приступили к осаде города.
Осадив город, Чингисхан потребовал от жителей сдаться в обмен на безопасность. Это был 1220 год (616 год по хиджре). В это время Мухаммад ΙΙ находился вдали от Бухары.
Горожане были в замешательстве и не знали, что делать. Относительно того, как поступить дальше, было два предложения. Одни сказали, что будут воевать против монголов и не сдадут родной город. Другие же предлагали сдать город и говорили, что сначала надо взять у Чингисхана гарантии безопасности, а потом только открыть врата города. К сожалению, они не знали, что монголы не исполняют договоры и не обеспечивают гарантии.
Таким образом, город разделился на два лагеря. Защитники города, которые были готовы воевать против монголов, ушли в большую крепость и укрепились там, а остальные, доверившись гарантиям Чингисхана, решили открыть врагам ворота города.
В феврале 1220 года (Зуль-Каада 616 года по хиджре) Бухара открыла свои двери монголам, и Чингисхан, войдя в город, предоставил жителям гарантию безопасности и никого не тронул.
Однако это было обманом и временной благосклонностью до тех пор, пока он не покончит с теми, кто укрепился в крепости. Далее, как и предполагалось, Чингисхан осадил крепость Бухары.
Для этого он приказал жителям города помочь армии рыть окопы вокруг крепости, чтобы облегчить её штурм. Им пришлось подчиниться Чингисхану и выполнить его приказ. Монголы осаждали крепость десять дней и потом силой взяли её. Вошедшие в крепость монголы убили всех, кто там находился.
После того как пала крепость Чингисхан, нарушив все гарантии и договоры, взялся за жителей города. Он забрал у народа все сокровища, ценности, золото и серебро и всё это присвоил. После этого он отдал город своему войску на разграбление. Монгольские солдаты творили в городе невообразимые вещи.
Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва ан-нихая» описывает эти события следующим образом:
«Они убили так много жителей города, что только Всевышнему известно их количество, а женщин и детей взяли в плен. Они вели себя с женщинами непристойно в присутствии их семей. Монгольские солдаты насиловали дочь на глазах отца, а жену – перед её мужем. Многие из жителей города умирали, защищая своих женщин и семьи. Некоторые из жителей, взятые в плен монголами, подверглись различным пыткам.
В городе были слышны только стоны и громкий плач. Плакали женщины, ревели дети, плакали даже мужчины. Разграбив город, монголы начали сжигать его и первыми делом подожгли мечети и медресе Бухары. Таким образом, сгорел весь город. Бухара превратилась в голую пустыню».
Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха!
Мусульманский город был полностью уничтожен, все, кто вышел на его защиту, были убиты. Также было покончено с теми, кто сдался на милость врага.
От матери правоверных Умм Аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
فقلتُ : يَا رَسُول الله ، أنَهْلِكُ وَفِينَا الصَّالِحُونَ ؟ قَالَ نَعَمْ ، إِذَا كَثُرَ الخَبَثُ
«Я спросила: "О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то, что среди нас будут праведники?" Он сказал: "Да, если пороки умножатся"». (Бухари, 3346; Муслим, 2880; Тирмизи, 2187; Ибн Маджах, 3953)
А ведь пороков в этих странах было очень много. Одним из таких пороков был отказ мусульман от защиты своей религии, родины и чести. Таким же пороком была раздробленность мусульман и постоянные военные конфликты между ними.
Все эти и другие пороки были широко распространены в мусульманском мире, а когда распространяются пороки, гибель неизбежна. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал правду – именно так и погибла Бухара.
Но, к великому сожалению, это не было последней трагедией для мусульман. Наоборот, это было лишь первой страницей истории монгольского нашествия на мусульманский мир. Это было только началом потопа и ужасного смерча. Последующие страницы этой истории для мусульман окажутся ещё более тёмными и кровопролитными. Следующий, 617 год по хиджре, несомненно, стал одним из самых отвратительных и худших периодов в истории мусульман.
Мухаммад Султанов
Смотрите также:
Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства