Интересно, как происходит смена поколений? Как одни цивилизации сменяли другие? Как это происходило на физическом уровне и как ощущалось ментально? Когда эпоха становится безвозвратной историей и превращается в воспоминание?
Нужно понимать, что эпоха – не государственная система, а прежде всего люди, которые её олицетворяют. Когда уходят люди, уходит и эпоха. Что испытывает человек, зная, что он и есть воплощение эпохи и вместе с ним её не станет?
Что испытывал Абу Туфайль ‘Амир ибн Василя (да будет доволен им Аллах), зная, что он последний из сподвижников Пророка ﷺ, живущих на Земле? Узнать, что происходило в его голове, мы уже не сможем, но сможем заглянуть в историю его жизни – последнего сподвижника Пророка ﷺ.
Рождение в эпоху Пророка ﷺ
Абу Туфайль появился на свет в третьем году по мусульманскому летоисчислению (625 году н. э.). Это были времена становления исламского государства и расцвета новой мусульманской цивилизации. Этот год также ознаменовался драматическими событиями, произошедшими у горы Ухуд, где Пророк Мухаммад ﷺ потерял своего любимого дядю Хамзу и около 70 сподвижников.
У Абу Туфайля было курайшитское происхождение, более того, его генеалогическая линия соединяется с родом Пророка ﷺ на предке Кинанат. Нет фактических данных о том, как Абу Туфайль принял Ислам, но известно, что он в возрасте семи-восьми лет принимал участие в прощальном хадже Пророка ﷺ. Возможно, именно там он впервые увидел Пророка ﷺ и удостоился чести стать его сподвижником.
Терминологически сподвижником называют человека, который хотя бы раз в жизни видел Пророка ﷺ, уверовал в него и до конца жизни сохранял эту веру. По условию не требуется слышать Пророка ﷺ и уж тем более – говорить с ним. Одного брошенного взгляда было достаточно для этого, что, по сути, и произошло с Абу Туфайлом. Благодаря этому взгляду он получил статус сподвижника, а мы имеем возможность увидеть Пророка ﷺ глазами Абу Туфайля.
Пророк Мухаммад ﷺ глазами Абу Туфайля
Восьмилетний Абу Туфайль не только увидел пророка Мухаммада ﷺ своими глазами, но и запомнил его образ. Благодаря его острой памяти мы имеем на руках словесный портрет Посланника Всевышнего ﷺ.
Абу Туфайль рассказал об этом так: «Я видел Посланника Аллахa ﷺ. Среди людей были те, кто и выше, и ниже него. У него были чёрные волосы и белая кожа». На вопрос, во что он был одет, Абу Туфайль ответил: «Не знаю. Он шёл пешком, а вокруг него были люди».
Тем самым Абу Туфайль подтверждает, что Пророк ﷺ был белокожим брюнетом среднего роста. А разглядеть его одеяние он так и не смог ввиду большого скопления людей вокруг него, и это неудивительно – на прощальном хадже с Пророком было примерно 90 тысяч паломников.
В беседе с другим сподвижником Пророка ﷺ Ибн ‘Аббасом Абу Туфайль дополняет своё описание: «Я увидел Посланника Аллахa ﷺ у Марвы, он был верхом на верблюдице, и рядом с ним находилось большое количество людей». В версии, которая передаётся от Джурайри, сообщается, что Абу Туфайль сказал: «Он (Пророк) белокожий, приятной наружности и среднего телосложения».
Абу Туфайль был свидетелем встречи Пророка ﷺ с его молочной матерью – Халимат. Эта тёплая и трогательная встреча проходила во время прощального хаджа: «Я видел, как Посланник Аллаха распределял мясо в (местности) Джу‘рана, а я, будучи мальчиком, носил мясо жертвенных животных. В это время к нему подошла бедуинка, и он, (увидев её) снял с себя верхнюю одежду и расстелил перед ней. Я спросил об этой женщине, и мне сказали, что она его молочная мать».
Человек-эпоха
После смерти Пророка ﷺ Абу Туфайль прожил почти век. Он стал свидетелем многих событий в исламском государстве, пережил эпоху праведных халифов – Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али и Х'асана (да будет доволен им Аллах).
Абу Туфайль был особенно привязан к ‘Али ибн Абу Талибу, которого яро поддерживал и в чьих военных кампаниях участвовал. У Абу Туфайля даже есть стихотворение в поддержку Али. Вообще, он был признанным поэтом. Вот двустишье одного из его произведений:
«Не от многочисленных годов поседела моя голова,
А от событий, которые происходили со мной».
Но Абу Туфайль вошёл в историю не своими поэтическими способностями, а словами, которые он произнёс на исходе своей жизни: «На Земле не осталось никого, кто вживую видел Посланника Аллаха, помимо меня».
Абу Туфайль скончался в 110 году по хиджре, и вместе с ним ушла целая эпоха, он закрыл дверь в неё. Абу Туфайль был похоронен в Мекке – там, где всё начиналось…
Мурад Гайдарбеков