Может ли человек совершать намаз сидя, если он сильно устал?

24 Июль 2019
21079

Пятикратный обязательный намаз является одним из самых важных столпов Ислама. Первое, за что человек будет спрошен в День воскрешения – это намаз. Если человек выдержит этот отчёт, для него дальнейший спрос будет облегчён.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

«Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных". А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же». (Тирмизи, 413; Абу Дауд, 864)

Совершать пятикратный обязательный намаз необходимо, соблюдая все его условия и составные части. Следует также исполнить все желательные действия намаза. Что касается вставания во время совершения обязательного намаза, то это является одной из его составных частей (рукнов).

Следовательно, когда человек совершает обязательный намаз, необходимо делать это стоя. Если он не имеет возможности совершать намаз стоя, он может совершить его наклонившись. Если он и так не может его совершить, то имеет право совершить намаз сидя.

Со слов ‘Имрана ибн Хусайна (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он страдал от геморроя и спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как ему молиться. Он сказал:

صَلِّ قَائِمًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ

«Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать это, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать и это, то совершай его, лёжа на боку». (Бухари, 1117; Ибн Маджа,1223; Абу Давуд, 952; Тирмизи, 372)

Однако молящемуся разрешается совершать суннат-намазы сидя, даже если человек имеет возможность совершить их стоя. Также можно совершать обязательные намазы сидя в том случае, если при совершении намаза стоя кружится голова, или в других подобных случаях.

Учёные-богословы в своих книгах приводят в виде исключения некоторые случаи, когда человеку разрешается совершить обязательный намаз сидя.

Имам Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге Мугни аль-мухтадж пишет об этом следующее:

«Если человек на корабле опасается, что утонет или что у него будет головокружение, он совершает намаз сидя, и он не должен возмещать намаз, совершённый таким образом.

Если у молящегося, когда он совершает намаз стоя, случается недержание мочи, а когда совершает сидя, моча не идёт, он совершает намаз сидя и не обязан возмещать этот намаз.

Если человеку, у которого болят глаза, доверенный врач сказал: "Если будешь молиться лёжа на спине, есть возможность вылечить тебя", то он имеет право не стоять во время совершения намаза.

Если больной может совершить намаз стоя, когда он молится индивидуально, а молясь в джамаате, он может совершить стоя лишь часть намаза, а остальное – только сидя, такому человеку лучше молиться индивидуально.

Однако его намаз, совершённый вместе с джамаатом, считается действительным, даже если он совершил его часть сидя».

Как видите, совершение намаза стоя имеет такое большое значение, что предпочтительнее совершить его стоя отдельно, если при совершении в коллективе трудно стоять. Если получается исполнить этот рукн намаза, то предпочтительнее молиться отдельно, упуская такое важное достоинство, как совершение намаза в джамаате.

Поэтому без необходимости нежелательно сидеть даже при совершении суннат-намазов. Однако тот, кто по болезни или другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Тот же, кто совершил желательный намаз сидя, имея возможность совершить его стоя, получает вознаграждение, равное половине вознаграждения за намаз стоя. То же касается и того, кто совершает намаз лёжа.

Из всего вышеприведённого явствует, что простая усталость не даёт права молящемуся совершать обязательный намаз сидя. Он может совершить суннат-намазы сидя, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

Исключением может быть случай, когда человек совершенно обессилел и устал так, что у него не осталось сил совершать намаз стоя. В этом случае он может совершить намаз сидя. Но каким бы уставшим ни был человек, если он может стоять на ногах, он должен совершить намаз стоя.

Стоит отметить, что, если человек начнёт совершать суннат-намазы стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя и фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

Султанов Мухаммад

 

Смотрите также:

Намаз – защита от всех бед

Намаз, который ценнее всего этого мира

Намаз-витр

Намаз-зуха – бесценная молитва

Намаз затмения солнца и луны (салят аль-кусуфайн)

Намаз ишрак

Намаз путника

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.