Можно ли давать закят на постройку мечети?

11 Июнь 2020
4884

Одним из важнейших столпов Ислама является закят. За его исполнение верующему уготовано большое вознаграждение, поэтому каждый мусульманин уделяет закяту особое внимание.

Каждый раз, выплачивая закят, верующий не только помогает нуждающимся, но и осознаёт, что выполняет предписания Всевышнего Творца. А тот, кто заслуженно получает закят, чувствует, что это долг братства и его право получить свою долю из имущества того, кто в состоянии выплачивать закят.

Всевышний Создатель устроил институт закята таким образом, что состоятельный человек обязан тем, кто заслуживает закят, а тот, кому предназначен закят, помогает ему исполнить обязательный столп Ислама.

Награда за выплату закята многократно превышает награду за обычную добровольную милостыню, ибо награда за любое обязательное поклонение многократно превышает награду за аналогичное желательное поклонение.

Помимо этого, выплата закята очищает имущество верующего и защищает его от бед и напастей. Также на его имущество нисходит благодать, и оно многократно увеличивается.

Таким образом, в результате выплаты закята состоятельными людьми в обществе достигается абсолютная социальная справедливость. Поэтому очень важно довести средства закята до тех категорий людей, которые действительно его заслуживают.

Всевышний Аллах в Священном Коране чётко определил восемь категорий людей, которым по шариату положен закят. Они перечислены в известном аяте (суры Ат-Тавба: 60) Священного Корана.

Этот аят предельно ясно указывает на все категории людей, которым положен закят, и строго ограничивает круг получателей закята этими восемью категориями, не оставив нам ни малейшего шанса добавить туда любые другие пути расходования закята, какими бы полезными они ни были для общества.

Следовательно, выплата закята кому-либо другому, кто не относится к одной из этих восьми категорий людей, не будет действительной. Если же человек всё-таки позволил себе израсходовать закят по-другому, его обязательство по закяту не считается исполненным.

Тем не менее, несмотря на такие ограничения, некоторые состоятельные люди отдают закят в мечети, медресе, больницы, на строительство дорог и мостов, считая такой вид расхода закята более полезным для общества. Однако в таких случаях обязательство по закяту у этих людей не считается исполненным, ибо он по праву принадлежит определённой категории людей.

Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения здравого смысла и допустить, что закят можно расходовать на любое дело, которое принесёт общее благо, все, кто действительно заслуживают закята, лишились бы его. Ведь каждый, кто желает выплатить закят, узнав, что при расходовании закята на строительство мечети его обязательство по закяту будет считается исполненным, поспешил бы строить мечети, ибо польза от постройки мечети длится до Судного дня.

Те, кто расходует закят на строительство мечетей и тому подобное, опираются на необоснованное мнение некоторых учёных, утверждающих, что можно отдать закят на такие цели, ибо строительство мечети относится к категории «фи сабили-Ллях» (те, кто добровольно вышел воевать на пути Аллаха), но абсолютное большинство учёных четырёх мазхабов (джумхур) утверждают, что строительство мечетей не относится к категории «фи сабили-Ллях».

Зайнуддин Аль-Майлибари в своей книге «Фатх аль-му‘ин» пишет об этом следующее:

ولا يصرف من الزكاة شئ لكفن ميت، أو بناء مسجد

«Не разрешается расходовать средства закята на приобретение савана для усопшего или на строительство мечети».

Абу Бакр Мухаммад Шата Ад-Дим’яти аль-Бакри в своей книге «И‘анат ат-талибин», комментируя слова Зайнуддина Аль-Майлибари: «…на строительство мечети», пишет следующее:

قوله: أو بناء مسجد لا ينافيه ما مر في قوله ويعطى المستدين لمصلحة عامة كقري ضيف، وفك أسير، وعمارة نحو مسجد، وإن غنيا. لأن ذاك فيما إذا استدان لذلك، فيعطى ما استدانه من سهم الغارمين، وهذا فيما إذا أراد ابتداء أن يعمر مسجدا بزكاة ماله

«Этим словам не противоречит то, что он (автор) сказал ранее: "Закят также выплачивается тому, кто брал в долг для общего блага, например, для угощения гостей, освобождения пленных, строительства мечети и тому подобного", ибо это касается только того, кто брал долг для этой цели (на строительство мечети).

Следовательно, ему дают как человеку, имеющему долги (из категории людей имеющих долги) столько средств закята, сколько он брал в долг. А запрет касается того случая, когда человек желает прямо расходовать средства из своего закята на строительство мечети».

Что касается мнения учёных других мазхабов, то в Кувейтской энциклопедии фикха об этом пишется следующее:

ذَهَبَ الْفُقَهَاءُ إِلَى أَنَّهُ لاَ يَجُوزُ صَرْفُ  الزَّكَاةِ فِي جِهَاتِ الْخَيْرِ غَيْرِ مَا تَقَدَّمَ بَيَانُهُ، فَلاَ تُنْشَأُ بِهَا طَرِيقٌ، وَلاَ يُبْنَى بِهَا مَسْجِدٌ وَلاَ قَنْطَرَةٌ، وَلاَ تُشَقُّ بِهَا تُرْعَةٌ، وَلاَ يُعْمَل بِهَا سِقَايَةٌ، وَلاَ يُوَسَّعُ بِهَا عَلَى الأْصْنَافِ، وَلَمْ يَصِحَّ فِيهِ نَقْل خِلاَفٍ عَنْ مُعَيَّنٍ يُعْتَدُّ بِهِ، وَظَاهِرُ كَلاَمِ الرَّمْلِيِّ أَنَّهُ إِجْمَاعٌ

«Учёные-богословы придерживаются мнения, что нельзя расходовать средства закята на общее благо. Следовательно, на средства закята нельзя построить дорогу, возвести мечеть или мост, прорыть канал, установить оросительное колесо, также нельзя увеличить доли остальных категорий людей.

И ни от одного конкретного учёного не передаётся достоверного мнения, которое противоречило бы этому. Слова имама Ар-Рамли также указывают на то, что в этом вопросе имеется иджма‘ (единогласное мнение мусульманских учёных-богословов)».

Из всего вышеприведённого вытекает, что Священный Коран строго регламентирует категории людей, которым выплачивается закят. Следовательно, закят не может выплачиваться на постройку мечети, ибо это не подпадает ни под одну из перечисленных в Коране категорий.

Однако, если имам мечети подпадает под одну из перечисленных в аяте категорий людей, то он может выступить в качестве получателя закята. В дальнейшем он может распорядиться полученными деньгами по своему усмотрению и, если пожелает, отдать часть суммы на постройку мечети.

Также можно выплатить средства закята тому человеку, который брал в долг деньги, строительные материалы или другое имущество для строительства мечети, но расходовать закят прямо на постройку мечети не разрешается.

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Всё о закяте

Как отдавать закят с производства

Значение и польза закята

Условия выплаты закята

Закят – крепость имущества

Закят беднякам

Откладывание выплаты закята

Закят для путника

Закят в Дагестане = 2 750 625 000 рублей

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle