Можно ли дать садака пьющему человеку?

18 Ноябрь 2020
33678

Садака (милостыня) является одним из лучших благодеяний верующего. Раздача имущества нуждающимся ради довольства Всевышнего Аллаха с целью получения вознаграждения является милостыней.

Милостыня заключает в себе огромную пользу для всего общества, ибо воспитывает в людях чувство взаимопомощи. Тех, кто раздаёт садака, Всевышний Аллах помещает под тенью Арша в Судный День.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

سبعةٌ يظلّهم الله في ظلّه يومَ لا ظلّ إلّا ظلّه : .. وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ   

«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша. … кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)

Садака, которое было дано от чистого сердца и с искренним намерением, будет принято Всевышним даже в том случае, если окажется в руках недостойного человека. Следовательно, и человек, давший это садака, будет удостоен награды от Аллаха.

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى دُنْيَا يُصِيبُهَا، أَوْ إِلَى امْرَأَةٍ يَنْكِحُهَا، فَهِجْرَتُهُ إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести, и поэтому человек, совершавший переселение к Аллаху и Посланнику Его, переселится к Аллаху и Посланнику Его. Переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся». (Бухари, 1; Муслим, 1907; Абу Дауд, 2201; Тирмизи, 1647; Ибн Маджах, 4227)

Если верующий даёт садака скрытно, это деяние остаётся между ним и Всевышним, и целью такой милостыни может быть только довольство Аллаха. Также в такой милостыне отсутствует совершение благодеяния напоказ (рия).

Садака делится на два вида: обязательная милостыня, то есть закят; и необязательная – добровольное садака. Что касается закята, то его необходимо давать только тем категориям людей, которые заслуживают его.

Следовательно, для закята достаточно, чтобы получатель был мусульманином, относящимся к одной из категорий, заслуживающих закят, они перечислены в 60 аяте суры Ат-Тавба.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял в Йемен Му’аза (да будет доволен им Аллах), он сказал ему:

ادْعُهُمْ إِلَى شَهَادَةِ أنْ لاَ إلهَ إِلاَّ اللهُ وَأنِّي رسول اللهِ ، فإنْ هُمْ أطَاعُوا لِذلِكَ ، فَأعْلِمْهُمْ أن اللهَ تَعَالَى ، افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَواتٍ في كُلِّ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ ، فَإنْ هُمْ أطَاعُوا لِذلِكَ ، فَأعْلِمْهُمْ أنَّ اللهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ صَدَقَةً تُؤخَذُ مِنْ أغْنِيَائِهِمْ ، وتُرَدُّ عَلَى فُقَرَائِهِمْ

«Призови их принести свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, то уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов ежедневно, если же они подчинятся и этому, то уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать садака, которое следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа». (Бухари, 1395; Муслим, 19)

Поэтому человеку, перед тем как раздать закят, необходимо тщательно изучать информацию о тех, кому он собирается давать закят. Если он дал закят мусульманину-грешнику, он считается действительным, но с одним условием: получатель закята не должен расходовать полученное в качестве закята имущество для совершения греха. Например, если человек будет на эти средства покупать выпивку, ему не разрешается давать закят, ибо это будет оказание помощи в совершении греха.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

(смысл): «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 2)

А если грех получателя закята заключается в воровстве, то ему можно дать закят, если дающий полагает, что благодаря полученным в качестве закята средствам он откажется от воровства.

Что же касается добровольной милостыни, то нет сомнения в том, что лучше всего дать её бедным и неимущим и в первую очередь – из числа родных и близких, ибо за такое садака верующий получает больше всего награды.

От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) также передаётся:

أنّ امرأة سألت النبيّ - صلّى الله عليه وسلّم - هَلْ لَهَا مِنْ أَجْرٍ فِي زَوْجِهَا مِنَ الْمُهَاجِرِينَ لَيْسَ لَهُ شَيْءٌ، وَأَيْتَامٍ فِي حَجْرِهَا، وَهُمْ بَنُو أَخِيهَا أَنْ تَجْعَلَ صَدَقَتَهَا فِيهِمْ؟ فَأَتَى بِلَالٌ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: نَعَمْ، لَهَا أَجْرَانِ: أَجْرُ الْقَرَابَةِ، وَأَجْرُ الصَّدَقَةِ

«Однажды Зайнаб, жена ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен ими Аллах), через сподвижника Билала (да будет доволен им Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Предназначена ли мне награда, если я даю милостыню мужу-мухаджиру, у которого нет ничего, и сиротам (детям брата), находящимся у меня дома (под моей опекой)?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ей ответил, также через Билала: "Да, ей воздастся вдвойне: награда за укрепление родственных уз и награда за милостыню (садака)"». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат», 2184)

Однако можно дать добровольную милостыню любому человеку, даже если он не является мусульманином. Следовательно, можно дать садака и пьющему человеку, если известно, что он не будет покупать на эти средства выпивку.

Из всего вышеприведённого следует, что пьющему человеку можно дать садака и даже закят, если он не будет использовать полученные в виде милостыни средства на покупку алкогольных напитков. В противном случае нельзя давать такому человеку садака, ибо это будет лишь помощью в совершении греха.

Если же человек, не зная о положении нуждающегося и не ведая, что он пьющий, от чистого сердца и с искренним намерением дал ему садака, ин шаа-Лаах, он получит награду за своё благодеяние независимо от того, куда попадёт его садака.

Муслим Абдулаев

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.