В чём сила? – В знаниях

26 Март 2022
2502

«Знания – как вода, в которой много соли – чем больше пьёшь, тем жажда боле». Эти слова на стене дагестанского исламского учебного заведения совершенно точно отображали чувства сотен мутаалимов нескольких поколений. А когда читаешь об учёных прошлых столетий, то понимаешь, что эта жажда к исламской науке была и у них, потому что наука эта не простая, притягательная, мудрая и глубокая. И те, кто много лет её изучают, становятся крепче духом, так как им покорилась сложная вершина.

«Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». М. Горький

Специалисты Оксфордского университета выяснили, что «многолетнее обучение увеличивает количество нейронных связей. А число нейронных связей в мозге улучшает качество жизни человека». В результате исследований удалось выяснить: чем большее количество нейронных связей присутствует в головном мозге человека, тем более «положительным» он является.

О тонкостях получения исламских знаний корреспонденту портала ISLAMDAG рассказал доктор исламских наук Мухаммад Салманов.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы ему давалось ильму?

- Меньше отвлекаться. Чем меньше отвлекается студент (мутаалим) на что либо, тем лучше ему даётся процесс познания. Когда человек занят умственной деятельностью, ему нельзя отвлекаться на что-то другое, иначе он не сможет сосредоточиться. Когда человек приступает к изучению какой-то темы, вопроса, ему нужно 15-20 минут сосредоточенного внимания, чтобы «войти в тему».

Остерегаться греховного. Из-за греховных поступков нарушается память, усложняется процесс понимания и запоминания.

Как-то имам Аш-Шафии пожаловался учителю на плохую память. Тот сказал ему: «Сторонись греховного». Мы ведь знаем, каким человеком был имам Аш-Шафии – ну какие он мог совершать грехи, особенно если сравнивать с нами?

Мозг человека может усвоить большое количество информации, но если его сердце заполнено чем-то другим, она не проникает вглубь. Когда сердце наполняется нуром Всевышнего Аллаха, тогда знания доходят до сердца.

 

- Как процесс познания исламских дисциплин влияет на личность человека?

- Сравним, к примеру, двух абитуриентов. Один окончил школу с показателями чуть ниже, чем у другого, после поступил в исламский вуз и в итоге совершил такой прорыв в развитии, что по окончании исламского вуза по всем показателям оказался выше того, кто окончил школу с лучшими оценками, но поступил не в исламский вуз.

Это не значит, что в исламский вуз приходят с плохими оценками. Вовсе нет. В исламский вуз поступает большое количество талантливых и способных к науке ребят, иначе они не смогли бы тут учиться.

Но и исламская наука даёт хорошее развитие интеллектуальным данным, положительным качествам и лидерским способностям. То есть в ходе обучения и воспитания – а ильму всегда имеет и воспитательный аспект – в нём развиваются качества полезного для общества человека. Ильму укрепляет иман, осознанность, способности к познанию и разум.

 

Знания бывают явные и тайные.

Что значит «тайные знания»? Это знания, которые связаны с душой человека, с его сердцем, характером. Когда человек изучает эти науки, он сам видит в себе порочные качества и тут же в этой науке получает методы, способы, пути к излечению души от пороков.

Получение религиозных знаний не ограничивается изучением формальных религиозных обрядов, эти знания намного обширнее по своему воздействию на человека. Тот, кто получил эти знания, реже страдает депрессиями, комплексами, менее подвержен стрессам, потому что в процессе познания возникает понимание и осмысление того, что он раб Всевышнего, и Он определяет его судьбу. Поэтому ко всем проблемам он относится адекватно и благодарен Аллаху за всё, что Он даёт.

 

- Говорят, практика без знаний страдает. Какое ей место отведено в исламской науке?

- Есть изречение: «Аль-‘ильму ва-ль-‘амаль». Наука и практика (или знания и практика) взаимосвязаны. Начиная с первых книжек, мутааллим должен реализовать исламскую науку на практике, ведь он изучает всё то, что ему пригодится в жизни.

Студент получает исламские знания, а они необходимы ему на протяжении всего жизненного пути. Взять, к примеру, правила совершения омовения – он ведь должен применять их на практике. Или взять грамматику арабского языка. Студент прошёл урок по какому-то правилу, и если сразу же не попрактиковаться, оно не запомнится и не закрепится в памяти.

Каждое новое знание нужно практиковать. Есть удивительное изречение: «Кто практикует свои знания (делает ‘амал, как мы говорим), тому Всевышний Аллах даёт знания в тех науках, которые он даже не изучал». А если человек усердно изучал ильму, но не практикует его, не следует этим знания, его даже алимом не называют. Знания приносят пользу, если использовать их в деле.

 

- Знание – сила, все школьные годы мы слышали эту цитату. Прокомментируйте её с точки зрения исламского ильму.

- У животных есть инстинкты, а у человека есть знания. У животных знаний нет, и они боятся человека. Чем больше знаний, тем сильнее человек.

Когда Всевышний Аллах создал Адама (мир ему), Он дал ему знания, которых не дал даже ангелам, и велел ангелам поклониться первому человеку. Здесь подчёркивается сила знания и его величие. В Коране и в хадисах много цитат о важности знаний, их получении и распространении.

Здесь уместно привести цитату Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): «Знания лучше, чем имущество. Знания оберегают тебя, а ты оберегаешь имущество. Знания умножаются, когда их раздаёшь, а имущество от этого уменьшается».

 

- «Ученье свет, а неученье тьма», – так говорили многим школьникам, добавляя, что без образования никем не станешь, пойдёшь дворы подметать. Подобный довод может служить мотивацией к исламской учёбе?

- В книгах написано: «Мы изучали науки не ради Аллаха, но знания отказались служить не ради Всевышнего». То есть молодой человек может поступить и начать изучать ильму, не имея изначально искренних целей, но в конце концов эти знания могут привести его к искренности.

Другое дело, когда родители принуждают детей учиться, настаивают, требуют. Родители уже знают жизнь, видели её, понимают, что важно в жизни, поэтому и требуют. Сам ребёнок не может осознать важность знаний. В этом случае, когда дети слушаются родителей, они получают от этого баракат. Потом уже, когда они осознают глубину и важность знаний, они сами пойдут за знаниями, будут искать их. Так можно мотивировать молодых людей.

Процесс изучения исламских наук – это сложный путь. Человек переносит много трудностей на этом пути: уезжает от родителей, не спит ночами, учит уроки, у него болит голова, он устаёт. Помимо этого очень проседает и материальная сторона его жизни. Он многим жертвует, чтобы получить знания. Знания столь ценны, что они оправдывают такие жертвы.

Эго человека протестует, но, видя, как знания возвышают человека, эго мотивируется и подбадривает человека преодолевать трудности и учиться. В этот момент человек не должен обмануться. Цель знаний – не в авторитете среди людей. Знания нужно получать ради довольства Аллаха.

Знания получают не для того, чтобы продвинуться вперёд – это тщеславие, которое губит человека, знания, полученные с таким мотивом, ведут его к погибели. Мутааллим должен всегда помнить: «Я – раб Аллаха». Знания получают не для того, чтобы гордиться ими, а чтобы получать от них пользу.

 

- Сформулируйте – для чего человеку нужны исламские знания?

- Знания – это обширное, глубокое понятие. Знания – это один из атрибутов Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах знает абсолютно всё, а человеку Он дал часть знаний.

Учёные дают разные определения понятию «знание». Большинство сходятся на том, что знания – это познание чего-либо в том виде, в каком оно есть на самом деле.

‘Ильму подразделяется на очевидные знания (то есть то, что человек знает без раздумий, к примеру, человек знает, что он существует) и теоретические, умозрительные, постигаемые через размышления, изучение, анализ – эти знания приобретаются путём исследования, изучения, сюда относится, к примеру, знание о том, что этот мир создан, у этого мира есть Творец.

Замечу, что в Исламе нет разделения знаний на исламские и светские. Ислам классифицирует знания следующим образом:

- полезные;

- те, которые не несут пользы обществу;

- вредные.

Ещё знания — это то, чем силён человек, чем он пользуется, чтобы прожить на этом свете. Исламские знания нужны не только в этом мире, но и после смерти, чтобы у мусульманина была устроена жизнь, та, что реальнее этой жизни. То есть следует жить на этом свете так, чтобы попасть в Рай – правильно жить, по инструкции.

Жизнь дана нам Аллахом, Он – Творец, Он даёт инструкцию, как пользоваться этой жизнью. Инструкция – наша религия. Человек, который соблюдёт её, будет приносить пользу. А если нет, если человек нарушает требования Аллаха, то человек портится. Он несёт за это ответственность в этом мире, и на том свете его участь печальна.

Беседовала: Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.