Учитывается ли инфляция при возврате денег, взятых в долг?

6 Март 2020 1502

За последние тридцать лет в результате инфляции российский рубль сильно упал в стоимости. Было время, когда рубль так обесценился, что правительству РФ пришлось прибегнуть к деноминации.

Деноминация подразумевает изменение стоимости денежных знаков, обычно после инфляции, с целью стабилизации валюты и упрощения расчётов. В ходе деноминации происходит обмен старых денежных знаков на новые, имеющие меньший номинал, а старые дензнаки постепенно изымаются из обращения.

Так и произошло в России в 1998 году. В ходе денежной реформы был произведён обмен денег в соотношении 1000 к 1. Но это мероприятие не остановило инфляцию в стране, наоборот, она периодически набирала высокий темп.

В этой связи у людей возникают проблемы, связанные с возвратом долга. Следовательно, возникают и вопросы, связанные с этой проблемой. Один из таких вопросов мы разберём в этой статье.

Каково решение относительно человека, который взял в долг 10 000 рублей в момент, когда курс рубля по отношению к доллару был сравнительно высоким, и для которого наступило время выплаты долга, когда курс рубля упал?

В таких и подобных случаях должник должен вернуть только ту сумму, которую брал в долг, даже если его курс упал в отношении доллара, пока эти деньги имеют определённую цену и не изъяты из хождения.

Относительно этого вопроса авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее:

«Если правитель объявил недействительными деньги, которыми человек должен оплатить оказанную услугу, купленный товар, арендную плату и тому подобное, или отдать взятые в долг средства, он обязан выплатить только то, что должен, и ничего сверх этого, даже если правитель объявил об этом в момент, пока стороны не покинули место сделки.

Это решение действительно для всех случаев, вне зависимости от того, поднялся курс валюты или упал, или эти дензнаки стали такими редкими, что их стало трудно найти.

Если же совершенно невозможно найти эти денежные знаки и они имеют стоимостной эквивалент, то надо выплатить этот эквивалент. В противном случае рассматривается стоимость долга в день требования (взыскания) этого долга».

Также имам Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Если правитель отменил хождение денег, за которые человек продал товар или в которых дал в долг, он ни в коем случае не имеет права требовать с должника что-либо другое, вне зависимости от падения или повышения курса валюты или редкости денежных знаков.

А если невозможно найти эти дензнаки, и они имеют эквивалент, то надо возместить этот эквивалент, а в противном случае рассматривается стоимость долга в день требования (взыскания) этого долга. Эта денежная проблема в наше время стала всеобщей бедой в Египте».

Согласно вышеприведённому мнению авторитетных в шафиитском мазхабе учёных, должник обязан вернуть ровно то, что он взял, и в той же форме, без учёта инфляции. Займодавец, давая в долг деньги, совершает благой поступок, предполагающий определённый риск, который он и должен нести.

Соответственно, если человек взял в долг 10 тысяч рублей, то на нём лежит обязанность вернуть только 10 тысяч рублей. При возврате долга, который был дан в определённой валюте, нужно возвращать ту же сумму в той же валюте, потому что долги следует возвращать в той же валюте и в той же сумме.

Однако если должник не вернул вовремя средства, которые были предоставлены ему на определённый срок или он не сделал этого, когда займодавец потребовал возврата долга, то, согласно одному из мнений учёных, можно удержать с должника ущерб от инфляции, возникший после того, как истёк срок долга, или после того, как должник не вернул его по первому требованию займодавца, в том случае, если сумма была предоставлена на неопределённый срок.

В других случаях нельзя требовать с должника ничего, кроме той суммы, которая была отдана в долг, если только человек, взявший в долг, не согласится вернуть больше. А ему, в свою очередь, желательно вернуть больше, чем он взял в долг, следуя сунне Пророка .

От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ فِي المَسْجِدِ - قَالَ مِسْعَرٌ: أُرَاهُ قَالَ: ضُحًى - فَقَالَ: صَلِّ رَكْعَتَيْنِ، وَكَانَ لِي عَلَيْهِ دَيْنٌ، فَقَضَانِي وَزَادَنِي

«Однажды утром я пришёл к Пророку , который находился в мечети, и он сказал мне: "Соверши молитву в два рак’ата". А он был должен мне, и после этого Пророк не только рассчитался со мной, но и прибавил». (Бухари, 2394; Муслим, 715)

В другой версии этого хадиса, которую имам Бухари также передаёт от Джабира (да будет доволен им Аллах), сообщается, что он сказал:

بِعْتُ مِنَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعِيرًا فِي سَفَرٍ، فَلَمَّا أَتَيْنَا المَدِينَةَ قَالَ: «ائْتِ المَسْجِدَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ» فَوَزَنَ - قَالَ شُعْبَةُ: أُرَاهُ فَوَزَنَ لِي - فَأَرْجَحَ، فَمَا زَالَ مَعِي مِنْهَا شَيْءٌ حَتَّى أَصَابَهَا أَهْلُ الشَّأْمِ يَوْمَ الحَرَّة

«Когда мы находились в пути, я продал верблюда Пророку , а когда мы вернулись в Медину, он сказал мне: "Приходи в мечеть и соверши намаз в два рака‘ата". Затем он выплатил мне оговоренную цену, добавив к этому ещё немного». (Бухари, 2604)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كَانَ لِرَجُلٍ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سِنٌّ مِنَ الإِبِلِ، فَجَاءَهُ يَتَقَاضَاهُ، فَقَالَ: أَعْطُوهُ، فَطَلَبُوا سِنَّهُ، فَلَمْ يَجِدُوا لَهُ إِلَّا سِنًّا فَوْقَهَا، فَقَالَ: أَعْطُوهُ، فَقَالَ: أَوْفَيْتَنِي أَوْفَى اللَّهُ بِكَ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ خِيَارَكُمْ أَحْسَنُكُمْ قَضَاءً

«Посланник Аллаха должен был некоему человеку один верблюд. Как-то раз этот человек пришёл к Пророку и стал требовать с него долг.

Тогда Посланник Аллаха сказал: "Отдайте ему верблюда" они искали верблюда такого же возраста, как и его верблюд, но нашли только верблюда постарше. Тогда Пророк сказал: "Так отдайте ему этого верблюда". Тогда этот человек сказал: "Ты уплатил мне сполна. Да отплатит тебе Всевышний Аллах так же". Тогда Пророк сказал: "Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдаёт долг другим"». (Бухари, 2306)

Как видите, Посланник Аллаха возвращал больше, чем он был должен, даже если долг не падал в цене. Поэтому ещё предпочтительнее возвращать долг с учётом ущерба от инфляции. Ведь такой человек считается лучшим из нас.

Муслим Абдулаев

 

 

Смотрите также:

Постановка условия об отсутствии каких-либо недостатков в товаре

Дозволяет ли Ислам совершать покупки в рассрочку?

Как выплатить закят с торгового имущества

Обмен валюты по Исламу

Закят с денежных валют

Расторжение торговой сделки

Как отдавать закят с производства

Решение разногласий, возникших между продавцом и покупателем

Условия обложения торгового имущества закятом

Беспроцентный кредит

Важнейшие аспекты выплаты закята

Как отдавать закят с имущества, отданного в долг

Мудрость в установлении ссуды

Недостаток, который появился в придачу к прежнему изъяну

Вопросы ростовщичества, связанные с мясом и животными

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.