Высокое положение правителя в Исламе

5 Август 2022
892

Правитель занимает почётное место и высокое положение, которое он получил в подарок от Всевышнего, чтобы осуществлять полномочия, вверенные ему, и обязанности, возложенные на него.

В том, что религия подняла правителей на такой уровень, заключается мудрость, способствующая выполнению ими важных функций. Поистине, невозможно руководить людьми, не обладая силой и решительностью.

Если бы шариат не наделил правителя таким положением и полномочиями, народ стал бы пренебрежительно относиться к нему и не подчинялся бы ему. Из-за этого умножатся беды, распространится анархия, разрушится жизнь и религия.

Также религия извещает нас о том, что того, кто возвеличит правителя, возвеличит и Всевышний, а того, кто унизит правителя, унизит Всевышний. Поистине, тот, кто осмелился унизить правителя делом или словом, перешёл границы дозволенного и совершил запретное, и его ждёт наказание, соответствующее этому порочному поступку.

А тот, кто возвеличит правителя, сохранив ему привилегии, установленные шариатом в его отношении, уважая его статус, права, высокое положение, и не будет ослушиваться его в дозволенном, получит воздаяние, соответствующее этому благородному поступку, как в этой жизни, так и последней.

Всевышний оказал великую милость рабам, установив над ними правителей. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لَّفَسَدَتِ الْأَرْضُ وَلَكِنَّ اللَّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَالَمِينَ

(смысл): «И если бы не сдерживание Аллахом людей – одних другими (если бы Аллах не сдерживал зло плохих людей противостоянием хороших людей), то земля пришла бы в расстройство (испортилась бы жизнь, ведь если зло победит, то последует разруха и опустошение), но Аллах – обладатель неисчислимой щедрости и милости (потому что Он не допустил превосходства зла)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Бакара: 251)

Имам Аль-Алюси, комментируя этот аят, пишет: «В этом аяте имеется указание на достоинство государства, без него не установился бы порядок». Поэтому сказано: «Религия и государство – всё равно что два близнеца».

В величии одного из них заключается величие другого, так как религия подобна фундаменту, а государство – охране. То, у чего нет основания, непременно разрушится, а то, у чего нет охраны, будет утеряно.

Учёный шафиитского мазхаба Абу Абдулла Кальги в своей книге «Воспитание правителей» пишет следующее: «Установление религиозного и мирского порядка является важной целью, и она не осуществится без правителя».

 

Мольба за предводителя

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا ‌تَسُبُّوا ‌الْأَئِمَّةَ، وادْعُو اللهَ لَهُمْ، فَإِنَّ صَلَاحَهُمْ لَكُمْ صَلَاحٌ

«Не ругайте имамов (предводителей, руководителей), а просите у Аллаха об исправлении для них. Поистине, в их благе – ваше благо». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Кабир, 7609)

Фузайль бин ‘Ияз сказал: «Если бы я получил доступ к общественной казне, то приготовил бы самую лучшую трапезу, затем пригласил бы праведников и достойных людей, а после трапезы попросил бы их помолиться Всевышнему, чтобы Он помог нашему правителю и другим предводителям».

Хасан аль-Басри сказал: «Если бы моя мольба непременно принималась Всевышним, я помолился бы за предводителя».

Из хадисов и слов учёных очевидна необходимость для всех мусульман просить Всевышнего улучшить положение их правителей.

Али Омаров

 

 

Смотрите также:

Родина – что же это такое?

Что значит любить свою Родину

Признаки любви к Родине

Чем определяется любовь к Родине

Взаимные права и обязанности государства и граждан

Как привить любовь к Родине

О повиновении правителям в свете Корана и Сунны

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.