Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства

14 Февраль 2019
5912

Монгольское государство появилось в начале 7 века по хиджре. Чтобы понять ситуацию, в которой возникло это государство, нам необходимо обратить внимание на миропорядок того времени. Тот, кто посмотрит на тогдашнюю политическую карту мира, увидит две главенствующие силы: христианские страны и мусульманский мир.

Далее мы расскажем о положении в исламском мире в то время.

Мусульманские государства в то время занимали приблизительно половину территории земного шара. Границы исламского мира начинались с запада Китая и, охватывая Азию и Африку, заканчивались в Европе в странах Андалусии.

Это были очень обширные территории, которые потенциально представляли собой огромную силу и могущество. Однако действительное положение исламского мира, к великому сожалению, в то время было очень прискорбным.

Имея такие огромные территории, людские ресурсы, неограниченные научные, военные и финансовые возможности, мусульмане переживали внутренние разногласия и раскол, которые тянули их к упадку.

Очень странно, что такая ситуация возникла в конце шестого века по хиджре. Ведь до этого исламская умма была единой силой, которая могла одержать победу над любым врагом.

А теперь давайте подробнее рассмотрим положение мусульманского мира в начале седьмого века по хиджре.

1. Аббасидский халифат

Аббасидский халифат в то время был очень ослаблен, и его власть фактически распространялась только на Ирак. Столицей Аббасидского государства с 132 года по хиджре являлся город Багдад.

Вокруг Ирака были образованы десятки мелких самостоятельных эмиратов, которые имели полную независимость от Багдада, хотя сами не объявляли о своей независимости как государства, равные с Аббасидским халифатом.

Можно сказать, что в то время Аббасидское государство представляло собой некое подобие мусульманского халифата, но на самом деле таковым не являлось. Аббасидский халифат был лишь символом, а мусульмане желали, чтобы он существовал хотя бы в таком виде, ибо он не играл никакой роли в жизни мусульман.

На самом деле аббасидский халиф, который считался правителем всех мусульман, правил только в Ираке, и то не полностью, так как северная часть Ирака не подпадала под его юрисдикцию.

В это время один за другим к власти в Ираке приходили правители династии Аббасидов, которые только носили высокое звание халифа мусульман. Но этому званию они во многом не соответствовали, более того, у них не было и желания ему соответствовать.

У них не было иной заботы, кроме сбора богатств и установления свей власти на этой небольшой территории. Они не обращали внимания на ответственность, которая возложена на халифа как на правителя всех мусульман.

«Халифы» даже не думали о том, что правитель должен заботиться о безопасности страны, боеспособности армии, благополучии граждан, защищать права угнетённых и наказывать притеснителей. Кроме того, были оставлены без внимания многие другие обязанности правителя.

Единственная цель аббасидских правителей того времени заключалась в том, чтобы как можно дольше оставаться у власти и после себя передать трон сыновьям, таким образом сохраняя правление своей династии. Помимо этого, они стремились собирать большие богатства и редкие антикварные изделия.

Так называемые халифы мусульман вели такой образ жизни, который недопустим даже для рядового мусульманина, не говоря уже о правителе. Таким образом, было потеряно былое величие института халифата, и постепенно ослаб и авторитет самого халифа.

2. Египет, Шам, Хиджаз и Йемен

Территории этих стран в начале седьмого века по хиджре находились под властью Айюбидов – внуков великого Салахуддина Аль-Айюби. Но, к сожалению, они не держались пути своего праведного предка. Более того, они были заняты постоянными междоусобными спорами за власть.

Таким образом, внуки Салахуддина разделили некогда единое и сильное Айюбидское государство на мелкие княжества. Сначала Шам отделился от Египта, затем Хиджаз и Йемен отделились от Шама, и каждый объявил о создании независимого государства.

Далее Шам разделился на несколько противоборствующих эмиратов: Дамаск, Хомс, Алеппо… Также самостоятельными независимыми государствами стали Палестина и Иордания.

Территории, которые великий Салахудин освободил от врагов и объединил под властью единого мусульманского правителя, были близки к тому, чтобы опять попасть в руки врагов.

3. Магриб и Андалусия

В то время Магриб и Андалусия были под властью Альмохадов (династия и государство в Северной Африке и мусульманской Испании (1121—1269). Государство Альмохадов было образовано в результате борьбы с Альморавидами).

До этого времени страна Альмохадов была сильным государством с обширными территориями, которые раскинулись от Ливии с Востока до Марокко на Западе и с Адалусии на Севере до центральной Африки на Юге. Тем не менее, в начале седьмого века по хиджре и это государство начало угасать.

4. Хорезм

Хорезм в то время был государством с обширными территориями и включал в свой состав большинство исламских стран азиатского континента. Его границы на Востоке начинались с Китая, а на Западе заканчивались в Иране.

Хорезм находился в позиции противостояния Аббасидскому халифату. Вследствие этого между ними возникали многочисленные конфликты и заговоры.

Некоторое время государство хорезмов питало симпатию к шиизму, и вследствие этого в стране участились смуты и перевороты. За время своего существования Хорезм вёл многочисленные войны с сельджуками, Аббасидами и другими мусульманскими народами.

5. Персия

Часть Персии (современного Ирана) находилась под властью хорезмского султана. Западная часть Персии, которая граничила с аббасидским государством, была под властью шиитов-исмаилитов.

6. Анатолия (Турция)

На территории Анатолии правили румские турки-сельджуки, которые до этого славились немалыми завоеваниями. Это было в те времена, когда на этих землях правил выдающийся мусульманский полководец Альп Арслан.

К великому сожалению, так же, как и внуки Салахуддина, потомки Альп Арслана, которые в начале седьмого века правили этим регионом, граничащим с Византийской империей, терпели ужасный спад, последствия которого были печальными, унизительными и позорными для мусульман.

Таков краткий обзор положения, в котором находилась мусульманская умма того времени. Из этого мы видим, что в мусульманских странах распространились смуты и заговоры. Участились войны между мусульманами, которые были братьями друг другу.

Большие грехи для людей стали настолько обыденными действиями, что стали частыми рассказы о том, что один из мусульман притеснил, убил или пролил кровь другого мусульманина. И люди рассказывали об этом друг другу так хладнокровно, будто речь шла не о жизни человека.

Мусульманский мир ждал большой катастрофы, которая должна была покончить со слабыми людьми во всех мусульманских странах, чтобы потом появилось новое поколение мусульман, которое изменит это положение и вернёт Исламу его достоинство, а халифату – его могущество и величие.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Возникновение Государства монголов

Принятие Ислама монголами

Мамлюки остановили монголов

Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа

Аббасидский халифат в эпоху Харуна Ар-Рашида

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.