Путь к халифату

5 Ноябрь 2022
6971

Прошло вот уже 98 лет с того дня, как зашло весеннее солнце 1924 года и вместе с ним – солнце последнего мусульманского халифата.

Несомненно, последние часы этого дня были самыми тяжёлыми и длинными в жизни османского халифа Абдулмажида Ⅱ.

Думал ли Абдулмажид в этот миг, сколько времени прошло и с чем пришлось столкнуться мусульманской умме со дня основания исламского халифата, когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принял на себя ответственность управления молодым государством в Медине, и до последних минут правления османской династии в дворце Долмабахче?

Несомненно, он не мог забыть те судьбоносные события тринадцати веков, в течение которых управление халифатом переходило из одного города в другой, из рук одной династии в руки другой.

Первые его воспоминания были о том, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) боролся с вероотступниками и с теми, кто отказывался выплачивать закят. Далее – о том, как Абу Бакр отправил войска мусульманских муджахидов в Шам и Ирак и освободил их жителей от тирании византийцев и персов, взяв их под власть халифа.

Также Абдулмажид не мог забыть про ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который продолжил путь Абу Бакра и завершил военно-освободительную миссию на этих территориях.

И в тот же час радостные воспоминания в голове Абдулмажида сменились печальными – он вспомнил трагические события времён правления халифов ‘Усмана и ‘Али (да будет доволен ими Аллах), приведшие к гибели величайших представителей уммы.

Потом мысли привели его к городу Дамаску и его большой мечети, которую построил Валид ибн ‘Абдулмалик, к городу, который на протяжении долгого времени являлся столицей государства Омейядов и всего мусульманского мира.

Не позабыл он и о государстве Андалусия, которое располагалось на территории нынешней Испании, и о его основателе ‘Абдурахмане ад-Дахиле по прозвищу Ястреб курайшитов. 

Далее его воспоминания принесли его в центр цивилизации того времени – в Багдад, город, который построил Абу Джафар аль-Мансур и сделал его столицей Аббасидского государства.

Там Абдулмажид с воодушевлением вспомнил рассвет мусульманской науки и культуры –толпы слушателей теснились у дверей имамов четырёх мазхабов, писались книги и зарождались науки, а такие правители, как Харун ар-Рашид, не жалели средств и сил для возрождения былого величия халифата.

Так он пронёсся по всем векам правления Аббасидов и с досадой вспомнил Ибн аль-Альками, который предал целое государство, освободив для монголов путь на Багдад.

Вспомнил Абдулмажид и о том, как крестоносцы под лозунгом священной войны вторглись на средиземноморское побережье мусульманского государства и учинили резню в Иерусалиме, убив тысячи ни в чём неповинных людей.

Наверное, в это время Абдулмажид слегка улыбнулся, вспомнив двух Юсуфов: Юсуфа, сына Аюба, более известного как Салахуддин аль-Аюби, который встал на защиту угнетённых мусульман, разгромил крестоносцев в сражении при Хаттине и освободил от них Иерусалим; и другого Юсуфа, сына Ташфина, эмира государства Альморавидов в северной Африке, который, также ответив на призыв угнетённых мусульман в Андалусии, пришёл им на помощь, одержал блестящую победу в битве при Заллаке и тем самим продлил господство мусульман в Андалусии ещё на двести лет.

Со слезами вспоминая нашествие монголов на исламский мир и то разорение, которое они учинили мусульманам, Абдулмажид с гордостью вспомнил мамлюкского султана Сайфуддина Кутуза, который смог объединить мусульман и нанести сокрушительное поражение многочисленной армии монголов при Айн Аль-Джалуте.

В итоге воспоминания привели Абдулмажида к предкам – великим османам. Он с волнением представил Османа – основателя Османской империи, Мухаммада аль-Фатиха – завоевателя Константинополя, Сулеймана аль-Кануни – справедливого правителя, молва о котором распространилась далеко за пределами мусульманского мира, и других своих славных прадедов.

С чувством вины и сострадания Абдулмажид вспомнил своего двоюродного брата Абдулхамида Ⅱ, который посвятил всю свою жизнь сохранению мусульманского халифата. Он более тридцати лет боролся с внутренними и внешними врагами, но в итоге его предали сами мусульмане.    

С такими воспоминаниями и с болью в сердце Абдулмажид подписал договор о роспуске Османской империи.

Ислам, который на протяжении 14-вековой истории, насыщенной событиями, изменившими мировой порядок, принёс с собой процветание и благоустройство тем общинам и государствам, земли которых озарились его светом, и не перестаёт быть образцом благополучия и носителем мира для всего человечества.

Продолжение следует…

Мухаммадариф Мажидов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.