Когда у людей возникают какие-либо имущественные разногласия, они, как и положено праведным мусульманам, идут к имаму для разрешения спора. Но в большинстве случаев разрешение спора перетекает в другие, ещё более крупные проблемы. Тот, кому имам присудил что-то в споре, уходит довольный, полагая, что он заслуженно получил то, на что претендовал. А вот проигравшая сторона считает, что её засудили, и уходит обиженной, как будто у неё отняли кровное.
Но мы не можем знать истинного положения дел, ибо имамы судят согласно «захиру» (очевидному положению дел), а справедливый суд ждёт нас на том свете.
Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إنَّمَا أنا بَشَرٌ، وَإنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ ألْحَنَ بِحُجّتِهِ مِنْ بَعْضٍ، فأَقْضِيَ لَهُ بِنَحْوِ مَا أسْمعُ، فَمَنْ قَضَيتُ لَهُ بِحَقِّ أخِيهِ فَإِنَّما أقطَعُ لَهُ قِطعةً مِنَ النَّارِ
«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда может быть так, что я вынесу решение в его пользу на основании того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!» (Бухари; Муслим)
Это указывает на то, что даже Пророк (ﷺ) в принципе мог ошибаться в том, относительно чего Аллах не ниспосылал ему откровений. Также это указывает на то, что он разрешал споры и выносил решения согласно «захиру». И это является мудростью от Всевышнего Аллаха, чтобы в дальнейшем те, кто будет выносит решение, последовали примеру нашего Пророка (ﷺ).
Что касается справедливости вынесенного имамом решения, то и он, в принципе, может ошибаться, ибо каждый имам выносит решение согласно очевидному положению дел. Поэтому никто не должен обижаться или предполагать, что ему заслуженно что-то присудили, и тем более – обижаться, что его незаслуженно засудили, ибо решение вынесено согласно «захиру».
Мы не должны забывать, что в Судный день нам предстоит держать ответ за все наши деяния, и будут вынесены окончательные справедливые решения, которые не подлежат обжалованию. Положение тех, кто завладел чужим имуществом и притеснил кого-то, будет очень трудным, ибо придется отвечать за каждую пылинку.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил (людей):
«أتدرونَ مَنِ المُفْلِسُ؟» قالوا: المفْلسُ فِينَا مَنْ لا دِرهَمَ لَهُ ولا مَتَاع، فَقَالَ: «إنَّ المُفْلسَ مِنْ أُمَّتي مَنْ يأتي يَومَ القيامَةِ بِصَلاَةٍ وصِيامٍ وَزَكاةٍ، ويأتي وقَدْ شَتَمَ هَذَا، وقَذَفَ هَذَا، وَأَكَلَ مالَ هَذَا، وسَفَكَ دَمَ هَذَا، وَضَرَبَ هَذَا، فيُعْطَى هَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ، وهَذَا مِنْ حَسناتهِ، فإنْ فَنِيَتْ حَسَناتُه قَبْل أَنْ يُقضى مَا عَلَيهِ، أُخِذَ منْ خَطَاياهُم فَطُرِحَتْ عَلَيهِ، ثُمَّ طُرِحَ في النَّارِ». رواه مُسلم.
«Знаете ли вы, кто является неимущим (обанкротившимся) человеком?» Они ответили: «Неимущими среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, неимущим из числа моей уммы (общины) окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровьэтого и ударил этого, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то — тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то станут брать грехи обиженных им людей и возлагать их на него, а потом его ввергнут в Ад!» (Муслим)
Вся награда, которую человек с таким трудом заработал, занимаясь поклонением день и ночь, будет отнято у него за такие поступки, которые он в этом мире считал мелочью. И это будет награда за полноценно совершенные и принятые поклонения, в которых не было никакой фальши. А много ли у нас будет таких поклонений? Если нет, тогда готовьтесь понести наказания за чужие грехи…
А не легче ли отказаться в этом мире от всяких сомнительных споров и исков, ибо это будет спасением в день большого Суда, ибо в хадисе, переданном от Хаули бинт Самир аль-Ансарийа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إنَّ رِجَالًا يَتَخَوَّضُونَ في مَالِ الله بغَيرِ حَقٍّ، فَلَهُمُ النَّارُ يَومَ القِيَامَةِ. رواه البخاري
«Поистине, есть люди, которые распоряжаются богатством Аллаха неподобающим образом (незаслуженно присваивают имущество), но в День воскресения им достанется Огонь!» (Бухари).
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Смотрите также:
Пять человек, которые появятся перед Судным днем
Первое, за что будет спрошено с человека в Судный день
Кто те 70 000 человек, которые войдут в Рай без отчёта?
С кем именно Аллах не заговорит в Судный День?
Кто будет воскрешён первым в Судный день?
5 категорий людей, которые никогда не станут обитателями Ада
В каком возрасте люди будут воскрешены в Судный день?
Человек не сдвинется с места в Судный день, пока не будет спрошен о четырёх вещах