Следующими именами Творца являются Ар-Раззак (Наделяющий) и Ар-Разик (Дарующий).
Имя Ар-Раззак в Священном Коране упоминается однажды, в суре Аз-Зарият:
إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ
(смысл): «Воистину, это Аллах — тот, кто дарует удел, Обладатель силы, Мощный». (Сура аз-Зария: 58)
Имя Ар-Разик встречается в Книге Создателя в пяти местах. Приведём один пример:
وَإِنَّ اللَّهَ لَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ
(смысл): «Воистину, Аллах — Наилучший из дарующих (дающих удел)». (Сура Аль-Хадж: 58)
Тут может возникнуть вопрос: есть ли кто-то ещё дарующий, помимо Аллаха? Когда мы дарим что-то друг другу и оказываем помощь, мы ведь тоже являемся дарующими?
Однако наша добродетельность является добродетельностью Творца. Он лучший из Дарующих, ведь Он создаёт человека, пропитание и причины, по которым человек получает этот удел.
Удел Создателя делится на два вида: общий и особенный.
Общий удел Аллаха распространяется на всех: верующих и неверных, добрых и плохих, сильных и слабых, как сказано в аяте Корана:
وَمَا مِنْ دَآبَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا
«И пропитание каждого на земле Аллах взял на себя». (Сура Худ: 6)
Сколько же живых существ обитает на земле, на небесах и даже в глубинах морей! Аллах обеспечивает всех и облегчает им причины для добычи пропитания. Оно может даже прийти оттуда, откуда никто не ожидает.
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا بَلَدًا آمِنًا وَارْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ الثَّمَرَاتِ مَنْ آمَنَ مِنْهُم بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ قَالَ وَمَن كَفَرَ فَأُمَتِّعُهُ قَلِيلاً ثُمَّ أَضْطَرُّهُ إِلَى عَذَابِ النَّارِ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ
(смысл): «Вот Ибрахим (мир ему) сказал: "Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день". Он (Аллах) сказал: "А неверующим Я позволю пользоваться благами некоторое время, а затем заставлю их страдать в Огне Ада. Как же скверно это место"». (Сура Аль-Бакара: 126)
То есть пророк Ибрахим (мир ему) просил об уделе для уверовавших в Аллаха и в Последний день, а Всевышний дополнил: «А неверующим Я позволю пользоваться благами некоторое время».
Что же касается второго вида удела, особенного, то его удостаивается определённая группа людей.
В чём же заключается особенный удел?
Этим уделом является вера. Она сочетает в себе поклонение и познание Всевышнего Аллаха, исполнение Его велений, соблюдение Его запретов. Тем самым человек достигает довольства Творца.
Все блага, весь удел и почёт создал Аллах. Так Он проявляет Свою милость к нам. Вы только подумайте, Создатель хранит зародыш в утробе матери, доставляя ему питание через пуповину, обеспечивая ему рост и развитие.
Поразмыслите над тем, как получают пропитание змеи в норе, птицы в гнезде, рыбы в воде.
Обратите внимание на огромного крокодила, имеющий грозный вид, который питается другими немаленькими животными. Но в то же время маленькая птичка чибис без какой-либо опаски входит в пасть хищника, съедает остатки еды меж его зубов, а зверь в это время не смыкает пасть. Задумайтесь, какой прочный союз у страшного крокодила с мелкой птичкой. И задумайтесь над тем, как Бог поместил средство к существованию чибиса в полость рта смертоносного крокодила. Как же это удивительно!
Нам же нужно извлечь из этого следующий урок. Удел каждого предписан, его не отнимет чья-то ненависть или зависть. Наш удел находится под контролем Всевышнего Аллаха.
В наш удел (ризк) входит не только еда и средства к существованию, он включает в себя многое другое, к примеру, здоровье, разум, детей, красоту, молодость, силу, характер и т. д. Многие из нас, имея всё это, даже не задумывается о том, что это тоже из дарованного нам Творцом удела.
Однажды бедняк пожаловался правителю на нужду. Правитель спросил его: «Продашь ли ты мне своё зрение?» Бедняк отказался. Далее правитель спросил его: «Продашь ли ты мне свой слух, руку, ногу, разум, сердце?» На всё это следовал отрицательный ответ. И тогда правитель сказал: «Имея столько богатств, ты просишь что-то ещё? Так где же твоя благодарность за все эти блага?»
Ты пьёшь воду, дышишь воздухом, ходишь ногами, слушаешь ушами, видишь глазами, мыслишь умом, чувствуешь сердцем… Ты пользуешься всеми этими благами, а ведь это доля из удела Господа твоего.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ لَيَرْضَى عَنِ الْعَبْدِ أَنْ يَأْكُلَ الْأَكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا، أَوْ يَشْرَبَ الشَّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا
«Поистине, Аллах доволен Своим рабом, когда тот ест еду и восхваляет Его за неё, пьёт напиток и восхваляет Его за него». (Муслим, 2734)
Так благодарите же Творца, выражая Ему признательность, и все эти блага останутся у нас, а неблагодарность приведёт к потере даров. Цените и берегите дарованное вам.
Магомедрасул Магомедов
Смотрите также:
Что означают имена Бога «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим»
Что означает имя Всевышнего Аль-Малик
Что означает имя Бога Аль-Куддус
Что означает имя Бога «Ас-Салям»
Что означает имя Бога Аль-Мухаймин
Что означает имя Бога Аль-‘Азиз
Что означает имя Бога Аль-Джаббар
Что означают имена Бога «Аль-Мутакаббир» и «Аль-Кабир»
Что означают имена Бога «Аль-Халик» и «Аль-Халляк»
Что означает имя Бога Аль-Мусаввир?
Что означают имена Бога Аль-Кахир и Аль-Каххар