Пророк Мухаммад ﷺ – самый щедрый из людей

9 Ноябрь 2019
9691

Щедрость – это свойство, присущее Всевышнему Аллаху, и нет никого более Щедрого, чем Он. Его блага, даруемые творениям, не знают границ. А Посланник Аллаха был самым щедрым из всех людей. В месяце Рамадан его щедрость не знала границ, и он походил на вольный ветер, не отказывая ни одному просящему.

История не знает человека, который был бы щедрее него, ведь он расходовал своё имущество, не опасаясь бедности. Ведь он был великим примером для всего человечества и прекрасным образцом для следования.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادٌ، عَنْ ثَابِتٍ، عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَحْسَنَ النَّاسِ، وَأَجْوَدَ النَّاسِ، وَأَشْجَعَ النَّاسِ

«Посланник Аллаха был лучшим из людей, был щедрейшим из людей и храбрейшим из людей». (Бухари, 3040; Ан-Насаи, 8778)

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся следующее:

حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ قَزَعَةَ، حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ سَعْدٍ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ

كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدَ النَّاسِ بِالخَيْرِ، وَأَجْوَدُ مَا يَكُونُ فِي شَهْرِ رَمَضَانَ

«Пророк был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадан». (Бухари, 4997; Муслим, 2308)

Сира (биография) Пророка полна примеров, которые свидетельствуют о его щедрости, бескорыстной заботе о благе других, готовности жертвовать ради других своими личными интересами и о том, какие дары он преподносил людям.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

وَقَالَ إِبْرَاهِيمُ يَعْنِي ابْنَ طَهْمَانَ، عَنْ عَبْدِ العَزِيزِ بْنِ صُهَيْبٍ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ

 أُتِيَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِمَالٍ مِنَ البَحْرَيْنِ، فَقَالَ: انْثُرُوهُ فِي المَسْجِدِ وَكَانَ أَكْثَرَ مَالٍ أُتِيَ بِهِ رَسُولُ اللَّهِ صلّى الله عليه وسلم، فَخَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى الصَّلاَةِ وَلَمْ يَلْتَفِتْ إِلَيْهِ، فَلَمَّا قَضَى الصَّلاَةَ جَاءَ فَجَلَسَ إِلَيْهِ، فَمَا كَانَ يَرَى أَحَدًا إِلَّا أَعْطَاهُ ...  فَمَا قَامَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَثَمَّ مِنْهَا دِرْهَمٌ

«Когда Пророку доставили деньги из Бахрейна, он сказал: "Ссыпьте их в мечети", а это была самая большая сумма, которую когда-либо присылали Посланнику Аллаха . Затем Посланник Аллаха вышел на намаз, даже не взглянув в сторону денег, а когда он закончил намаз, то подошёл к этим богатствам, сел рядом и стал раздавать их каждому, кого бы ни увидел… Посланник Аллах не поднялся с места, пока не раздал всё до последнего дирхема». (Бухари, 421)

Также со слов Джубайра бин Мут’има (да будет доволен им Аллах) передают, что когда Посланник Аллаха возвращался из Хунайна, он сказал бедуинам, которые приставали к нему с просьбами:

لَوْ كَانَ لِي عَدَدُ هَذِهِ العِضَاهِ نَعَمًا لَقَسَمْتُهُ بَيْنَكُمْ، ثُمَّ لاَ تَجِدُونِي بَخِيلًا، وَلاَ كَذُوبًا، وَلاَ جَبَانًا

«Если бы у меня было столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни трусом, ни лжецом». (Бухари, 2821; Ибн Хиббан, 4820)

Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», комментируя эти хадисы, пишет следующее:

«В этом хадисе порицаются такие нехорошие качества человека, как скупость, ложь и трусость, и подчёркивается, что у главы мусульман не должно быть ни одного из этих качеств. В этом хадисе также указываются прекрасные качества, которыми обладал Пророк , такие как доброта, благонравие, безграничная щедрость и терпение к грубым бедуинам».

В щедрости и предпочтении других себе Посланник Аллаха достиг самого высокого уровня, ибо он расходовал имущество, не считаясь с бедностью, не побоявшись нужды/нищеты и полагаясь во всём на покровительство Всевышнего Аллаха.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

وَحَدَّثَنَا عَاصِمُ بْنُ النَّضْرِ التَّيْمِيُّ، حَدَّثَنَا خَالِدٌ يَعْنِي ابْنَ الْحَارِثِ، حَدَّثَنَا حُمَيْدٌ، عَنْ مُوسَى بْنِ أَنَسٍ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ

مَا سُئِلَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْإِسْلَامِ شَيْئًا إِلَّا أَعْطَاهُ، قَالَ: فَجَاءَهُ رَجُلٌ فَأَعْطَاهُ غَنَمًا بَيْنَ جَبَلَيْنِ، فَرَجَعَ إِلَى قَوْمِهِ، فَقَالَ: يَا قَوْمِ أَسْلِمُوا، فَإِنَّ مُحَمَّدًا يُعْطِي عَطَاءً لَا يَخْشَى الْفَاقَةَ

«Кто бы о чём бы ни просил Посланника Аллаха ради Ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек, и он велел дать ему так много овец, чтобы казалось, будто они заполняют собой всё пространство между двумя горами. И этот человек вернулся к своим соплеменникам и сказал: "О люди, принимайте Ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары, как тот, кто не боится бедности"». (Муслим, 2312; Ибн Хиббан, 6374)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

حَدَّثَنِي أَحْمَدُ بْنُ شَبِيبٍ، حَدَّثَنَا أَبِي، عَنْ يُونُسَ، وَقَالَ اللَّيْثُ، حَدَّثَنِي يُونُسُ، عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُتْبَةَ: قَالَ أَبُوهُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَوْ كَانَ لِي مِثْلُ أُحُدٍ ذَهَبًا، لَسَرَّنِي أَنْ لاَ تَمُرَّ عَلَيَّ ثَلاَثُ لَيَالٍ وَعِنْدِي مِنْهُ شَيْءٌ، إِلَّا شَيْئًا أَرْصُدُهُ لِدَيْنٍ

«Будь у меня гора золота величиной с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от неё ничего, кроме того, что я приберёг бы для уплаты долгов». (Бухари, 6445; Муслим, 991)

Узнав о нужде одного из своих сподвижников или почувствовав её, либо заметив на его лице грусть, Пророк сразу отправлял ему какой-нибудь подарок, который мог решить его проблему. И он делал это таким образом, чтобы об этом не стало известно никому.

Когда Посланник Аллаха возвращался с газавата «Зат ар-рика‘», он узнал, что Джабир (да будет доволен им Аллах) собирается жениться и нуждается в деньгах. Тогда Пророк предложил Джабиру продать его верблюд за четыре динара. А по прибытии в Медину Пророк повелел Билалу (да будет доволен им Аллах) выплатить Джабиру больше той суммы, о которой они договорились, и вернуть ему купленный у него верблюд.

Щедрость Пророка часто переходила мыслимые границы – он отдавал предпочтение другим, лишая себя даже пропитания. Примером этого является случай, когда Посланник Аллаха заметил на лице Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) признаки голода. Он улыбнулся и привёл его к себе домой, где увидел молоко, который прислали ему в подарок.

Пророк повелел Абу Хурайре сперва угостить этим молоком «ахлю суффа» (бедных сподвижников, которые жили в мечети под навесом), а потом и самому попить его. Угостив всех, Абу Хурайра напился молока и хотел передать сосуд Пророку , но он настаивал на том, чтобы он ещё выпил, хотя и сам был очень голоден.

Тогда Абу Хурайра сказал: «Нет, клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, я больше не могу!». Он сказал: «Тогда дай его мне!», и я дал ему этот сосуд, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему, произнеся слова: «С именем Аллаха (Би-сми-Ллахи)», – и выпил остаток молока. (Бухари, 6452)

لاَ وَالَّذِي بَعَثَكَ بِالحَقِّ، مَا أَجِدُ لَهُ مَسْلَكًا، قَالَ: «فَأَرِنِي» فَأَعْطَيْتُهُ القَدَحَ، فَحَمِدَ اللَّهَ وَسَمَّى وَشَرِبَ الفَضْلَ

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что самым щедрым из людей является Посланник Аллаха. Поэтому именно Посланник Аллаха считается эталоном щедрости в Исламе.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.