Гордыня как источник греховности людей

25 Январь 2020
10255

Среди грехов нафса одним из самых тяжких считается гордыня.

Важнейшим принципом Ислама является то, что даже самовозвеличивание личности на размер одной горошины вызывает тяжелейшие последствия в ахирате.

Вся беда гордого человека в том, что он, забыв свои истоки, забыв о том, что он – творение Всевышнего, начинает думать, что он сам и есть источник своих достижений. Нам как слабым существам свойственно жить своими мыслями и поступками, предав забвению истину о том, что движущей силой даже самых незначительных действий выступает Аллах. То есть опасность гордыни в том, что человек, забыв своё происхождение, бессознательно начинает играть роль Бога (прости нас, Аллах!). Отсюда прямая дорога к ширку, куфру и вечному огню в ахирате (спаси Аллах от таких бед).

Величайшим среди аятов Священного Корана необходимо признать 286-й аят суры Аль-Бакара. Его ценность в невероятно гуманной и оптимистической информации для мусульман и других людей:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ ۗ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا ۚ رَبَّنَا وَلَا تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِنَا ۚ رَبَّنَا وَلَا تُحَمِّلْنَا مَا لَا طَاقَةَ لَنَا بِهِ ۖ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا ۚ أَنْتَ مَوْلَانَا فَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

(смысл): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему воздастся то, что он заработал, и против него будет то, что он приобрёл. "Господь наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или согрешили. Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, какую Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас от грехов, прости и помилуй нас! Ты – наш владыка, помоги же нам против врагов наших и врагов ваших из числа неверных"». (сура Аль-Бакара: 286)

Особого внимания заслуживает фраза: «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или согрешили». По нашему мнению, понятия «забыть» и «грешить» Аллахом поставлены в один ряд, потому что всё зло происходит от того, что мы упускаем из виду необходимость постоянного обращения к Творцу за помощью. Отсюда наши харамные и греховные поступки. Грех же является конкретным выражением всего того, что нами совершается, когда мы забываем о том, что сотворены Всевышним и вернёмся к нему – вернёмся, чтобы понять, какие греховные поступки мы совершили, забыв о предстоящей ответственности, и получить по заслугам.

У нас имеются основания считать, что гордыня порождает тяжкие последствия и в дунье. Современные психотерапевты, например, С. Н. Лазарев клинически доказал, что высокое давление и головные боли вызваны именно гордыней. Автор статьи хорошо знаком с этой проблемой и полностью согласен с этой точкой зрения. Вся беда людей, страдающих многими распространёнными болезнями, заключается в непонимании того, что гордыня есть внутреннее состояние личности.

Чрезмерное возвеличение личности исходит из души, то есть той части бессознательного, которая контактирует с потусторонней сферой бытия. У внешне смиренного человека внутри бушует огонь страстей и гордыни, хотя на деле он практически не показывает своё самовозвеличивание и ходит, потупив взгляд.

Гордыня нам дана Творцом, чтобы мы смогли понять её сущность и подчинить её себе. А это возможно только при помощи ‘ибады и адаба. Подчинить гордыню можно не пилюлями и тренингами, а постом и молитвами. Только глубокое осмысление гордыни даёт нам возможность понять всю её опасность для нашей бессмертной души и временного тела. В Священном Коране Творец изложил множество аятов, посвящённых этой самой болезненной проблеме людей в дунье:

قِيلَ ادْخُلُوا أَبْوَابَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا ۖ فَبِئْسَ مَثْوَى الْمُتَكَبِّرِينَ

(смысл): «Будет сказано им (неверующим): "Войдите во врата Геенны Ада и будьте вечно в ней!". И как же скверна обитель высокомерных». (сура Аз-Зумар: 72)

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

(смысл): «И не отворачивайся от людей надменно (кривя щёку) и не ходи по земле высокомерно. Ведь Аллах не любит всякого гордеца, [высокомерного] и хвастливого». (сура Лукман: 18)

Горделивый и хвастливый человек неугоден Аллаху потому, что считает только себя источником своих действий. Он уверен в том, что благодаря своим усилиям и стараниям добился власти, почёта, славы и богатства. Однако об их заблуждении и последствиях этого Аллах рассказал нам ещё полтора тысячелетия назад в суре Аз-Зумар: 49-50.

فَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ ضُرٌّ دَعَانَا ثُمَّ إِذَا خَوَّلْنَاهُ نِعْمَةً مِنَّا قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَىٰ عِلْمٍ ۚ بَلْ هِيَ فِتْنَةٌ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

(смысл): «А когда постигнет человека беда, он взывает к Нам, прося о помощи. Потом, когда Мы даруем ему благодать, он говорит: "Мне это даровано по знанию Аллаха, что я заслуживаю этого". О нет, ведь это искушение и испытание для него, но большинство из них по своему невежеству не знают этого». (сура Аз-Зумар: 49)

Правда, и раньше мушрики говорили: «Богатство получено мной благодаря моим знаниям». Однако после смерти их имущество не принесло им никакой пользы».

Вот она – история миллионов людей, отказывающихся признать реальность Аллаха и ахирата. Таких людей ведёт ум эгоиста и прагматика, их зашоренный разум приведёт их лишь к одной цели – материальному благополучию.

Во всех ситуациях они используют свой ум только для достижения собственного успеха. Мысль о том, что благополучия достойны и другие семьи, до них не доходит, ибо их разум закрыт.

Их психические колебания хорошо выражены следующим примером.

Пассажиры корабля делятся на три категории: верующие, колеблющиеся и атеисты. Когда начинается буря, все становятся верующими и начинают истово молить Всевышнего о спасении. Когда буря благополучно проходит, прежнее состояние возвращается. Все опять верующие, колеблющиеся и атеисты.

Такова натура людей, которые сотворены разными, ибо должны пройти жизнь, выполняя разные поручения Творца. Хитрость и корысть даны человеку только для того, чтобы понять их пагубность для души и сдерживать свои эгоистические стремления.

У поверхностно мыслящих людей нет основания гордиться своим богатством и большой семьёй, ибо всего этого достигли не они. Только Аллах решает, кто получит, а кто будет лишён:

أَوَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

(смысл): «Неужели они не знали, что Аллах увеличивает пропитание, кому пожелает, и ограничивает удел, кому пожелает. Поистине, в этом, однозначно, знамение для людей, которые веруют и знают о мудрости и милости Аллаха». (сура Аз-Зумар: 52)

Не было бы войн, направленных на захват чужих земель и богатств, на воровство и финансовые махинации с целью присвоить денежные средства конкурентов, если бы люди не забывали, что всё исходит только от Аллаха. Люди, нарушающие божественные нормы, использующие неправедные методы и средства, рано или поздно обязательно вызовут гнев Всевышнего и соответствующие последствия для себя и своей семьи.

Иллюзией представляется временное материальное благополучие людей, полученное нарушением норм шариата. Их старания напрасны, ибо только Творец даёт человеку обильное богатство и пищу. Попытка «обмануть» судьбу и накопить богатство неправедными путями закономерно вызовет тяжёлые последствия в дунье и ахирате.

И напрасно будут безбожники молить Аллаха в Судный день, когда для их хитрых умов станет ясен трагический финал бытия:

قَالُوا رَبَّنَا أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ فَاعْتَرَفْنَا بِذُنُوبِنَا فَهَلْ إِلَىٰ خُرُوجٍ مِنْ سَبِيلٍ

(смысл): «Скажут неверующие: "Господь наш! Ты сделал так, что мы были неживыми дважды, и оживил нас дважды. Мы же признали свои грехи. И нет ли пути к выходу из Ада, чтобы мы могли вернуться в земную юдоль и прожить жизнь в повиновении Тебе?» (сура Гафир: 11)

Не поможет им в ахирате практичность и стремление к накопительству, хотя и на том свете они попытаются использовать свой ум. Они спрашивают Творца, «нет ли пути к выходу», надеясь, что изворотливость поможет спастись от адских мучений, ведь в дунье можно было полезными связями, взяткой решить все проблемы и спастись от правосудия. Однако в ахирате им ничто не поможет, ибо здесь Судья один – Аллах, а Его правосудие абсолютно справедливо. Да поможет нам Творец не забыть о смерти и неминуемой встрече с Ним.

Марат Якупов,

доктор философских наук, профессор кафедры общегуманитарных наук БашГУ

 

Смотрите также:

Гордость и высокомерие – пути ведущие к гибели

Гордость – утешительница слабых

Гордыня - харам

Гордость, тщеславие и зависть

Как избавиться от гордости?

Человек, в сердце которого останется хотя бы пылинка этого качества, не войдёт в Рай

Её плодом является любовь

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.