В конце декабря 2019 года на страницах Интерфакса со ссылкой на компанию Mediasckope были подведены итоги самых читающих и нечитающих регионов России. Пальма первенства принадлежит культурной столице страны – Санкт-Петербургу, а самым нечитающим регионом, как вы уже могли догадаться, был признан Северный Кавказ.
Положа руку на сердце, результаты исследования не стали громом среди ясного неба, не открыли нам Америку, всё понятно и без слов. Можно, конечно, оспорить исследование, сослаться на его необъективность и вообще вспомнить крылатое выражение: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», но сути дела это особо не меняет – мы нечитающая умма. И это надо признать.
Причём эта тенденция не отдельного взятого мусульманского Кавказа, а арабо-мусульманского мира в целом. В ряде арабских государств и по сей день можно найти людей, не владеющих элементарной грамотой, и это в XXI веке, когда, казалось бы, тёмные века далеко позади. А те, кто умеет читать, зачастую увлекается не высшими материями, а такими прикладными темами, как кулинария, толкование снов. По крайней мере, согласно наблюдениям, книги этой тематической направленности имеют большой спрос в арабском мире. Возможно, есть доля правды в словах одного пользователя Интернета, который заметил, что эта приверженность кулинарии и толкованию снов означает: «Мы (арабы) любим вкусно поесть и крепко поспать».
Согласно другим исследованиям международного уровня, нужно объединить прочитанное двадцатью арабами, чтобы в год получилась хотя бы одна книга. А количество книг, прочитанных одним американцем в год, равно объёму, прочитанному 220 арабами. Большая пропасть, не правда ли? И после этого разве можно удивляться, что Запад впереди планеты всей, являясь гегемоном практически во всех сферах жизнедеятельности человека? Что посеешь, то и пожнёшь.
Вообще, выражение «нечитающая умма» было взято из речи военного и политического деятеля Израиля Моше Даяна, произнесённой в печально памятном для арабов 1967 году.
Полная версия звучала так: «Арабы – нечитающая нация (умма), а если и читает, то не понимает, а если и понимает, то не следует прочитанному». Крайне обидное заявление, а то и оскорбительное, но был ли Моше далёк от истины?
Опять же можно опротестовать результаты исследования, считать их предвзятыми и однобокими, но разве мы не замечаем, что наша молодёжь в массе своей предала книгу забвению, отключила режим чтения?
А как часто вы видите молодого человека с книгой в руках в общественном транспорте? Быть может, вы видите молодых людей, читающих в парке и других местах досуга? Вообще видите?
У нас есть с чем сравнивать. В Японии, например, в отличие от того же арабского мира, нет ни одного человека, не владеющего грамотой. НИ ОДНОГО. Неграмотность в их понимании – бедствие общечеловеческого масштаба. В Стране восходящего солнца человека с книгой можно встретить практически везде и даже на ходу, можно увидеть водителя, читающего при красном свете светофора. Космос? Другая Вселенная? Нет. Дело в том, что чтение в Японии – не просто хобби, это общенациональный культ. Наверное, именно поэтому в Японии можно встретить книжный магазин в девять этажей, а у нас сколько?
Поражает другое. Как умма, первое Божье послание которой начинается со слова «ЧИТАЙ», может быть настолько пассивной в книгочтении? Это невыполнение Божьей установки или её непонимание?
Пророк Мухаммад ﷺ придавал особое значение грамоте и грамотности. Некоторые его сподвижники по его персональному поручению изучали Священные Писания иудеев и христиан. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) изучил иврит (еврейский язык), а Абдулла ибн 'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен им Аллах) – арамейский язык (язык пророка Исы).
Эта тенденция повышения уровня образования продолжилась и при последующих поколениях мусульман. В Омейядском халифате начались первые серьёзные попытки по освоению и приумножению эллинистической культуры, труды древнегреческих философов переводились на арабский язык.
Более серьёзных успехов исламская наука достигла при Аббасидском халифате, где были зафиксированы даже случаи обмена военнопленных на книги, а при составлении мирных договоров мусульманская сторона вносила в них пункт о допуске мусульманских учёных в церковные библиотеки.
Что касается Дагестана и дагестанцев, то образование и наука всегда были визитной карточкой наших предков. Под влиянием различных внешних факторов наш край имел возможность ознакомиться с культурой скифов, сарматов, персов, хазаров, арабов, сельджуков, монголов и других народностей и перенять её элементы.
У нас есть старейшее учебное заведение университетского типа, созданное в XI веке (Цахурское медресе появилось на 13 лет раньше известного Болонского университета). Давая характеристику уровню просвещения дореволюционного Дагестана, русский лингвист и этнограф Пётр Услар писал: «Если сравнить население и число медресе в Дагестане того времени, уровень грамотности дагестанцев намного превышал уровень грамотности европейцев».
Всё сказанное – наше этническое и конфессиональное наследие, которым мы обязаны гордиться и восхищаться, но оно в прошлом, а настоящее и будущее представляем мы с вами, и от нас зависит, в каком Дагестане будут жить наши дети.
Запомнит ли нас история как просвещённую и прогрессивную нацию, или мы войдём в историю как нечитающая умма?
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Мурад Гайдарбеков
Смотрите также:
Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду ﷺ