Как было принято решение о выходе на джихад против монголов, которое стало самым рискованным решением за всю историю Египта? Поддержали ли его в этом амиры? Как Аль-Музаффар Кутуз поступил с послами Хулагу?
Обо всём этом вы узнаете из этой статьи.
Самое рискованное решение за всю историю Египта
Это было решение, после которого не сможет отступить ни один командир, воин или житель Египта. Кутуз знал, что сердца амиров находятся под впечатлением от недавнего напоминания, что они обязаны следовать правителю, помнить о Всевышнем Аллахе и о своих обязанностях перед народом и религией.
Однако в эти не укрепившиеся сердца, которые сравнительно недавно наслаждались мирскими утехами, могли вселиться сомнения и страх. Поэтому Кутуз этим решением полностью исключил любое сомнение в рядах армии и лишил их надежды даже на сдачу в плен. Следовательно, перед ними не оставалось другого выбора, кроме как идти только вперёд, навстречу врагу.
Убийство послов Хулагу
После непродолжительного обсуждения с советом Кутуз принял решение отрубить головы всем четырём послам, которых к нему прислал Хулагу с письмом-ультиматумом о капитуляции. А головы этих послов решили повесить на воротах Каира. («Ас-Сулук ли-ма’рифати дуваль аль-мулук», 1/515)
Это было сделано, чтобы побольше людей увидели головы монгольских послов, чтобы тем самым вселить в их сердца спокойствие и доказать народу, что их предводители не боятся монголов. Также этот жёсткий ответ показывал монголам, что их в Египте ждут люди, которые в корне отличаются от тех, с кем они встречались ранее. Это, в свою очередь, должно было вселить в сердца монгольских воинов сомнения и посеять зерно страха.
Но главной целью убийства всех монгольских послов для Кутуза было полное исключение даже помышлений о каких-либо мирных переговорах с врагом, ибо это сделало любые переговоры невозможными. Это также могло ускорить процесс деятельной подготовки к джихаду против доселе непобедимых монгольских завоевателей.
Все понимали, что после казни послов монголы не примут даже безоговорочную капитуляцию Египта, даже если мусульмане сами будут сильно желать этого. Казнив послов Хулагу за ультиматум о сдаче, Кутуз сжёг все мосты, и у армии и народа Египта не осталось иного выбора, кроме джихада против монголов.
Что же касается самого султана Аль-Музаффара Кутуза и его воинов-мамлюков, то их сердца были полны ненависти к монголам. У многих из них имелись к монголам личные счёты.
Кутуза окружали сотни выходцев из разоренного ещё Чингисханом Хорезма. У многих из них монголы в буквальном смысле сожгли родные дома и уничтожили семьи. Как известно, сам Кутуз тоже попал в рабство именно потому, что был захвачен монголами.
Решение об убийстве послов было иджтихадом (вынесением правового заключения по какому-либо вопросу, относительно которого нет чёткого указания в Коране и Сунне) со стороны Кутуза и его амиров.
Хотя это решение имело положительные стороны на тот исторический момент, мы не знаем, чем именно руководствовался Кутуз, когда он принимал такое решение. Ведь в Исламе послов не убивают, независимо от того, пришли они от мусульман или немусульман. Не убивают даже послов, которые пришли от вероотступников.
От Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
جاء ابن النواحة وابن أثال رسولا مسيلمة إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال لهما: أَتَشْهَدَانِ أَنِّي رَسُولُ اللهِ قالا: نشهد أن مسيلمة رسول الله، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم آمنْتُ بِاللهِ وَرُسُلِهِ، لَوْ كُنْتُ قَاتِلاً رَسُولًا لَقَتَلْتُكُمَا فمضت السنة أن الرسل لا تقتل
«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в качестве послов от Мусайлимы (лжепророка) прибыли Ибн Ан-Навха и Ибн Асаль. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: "Свидетельствуете ли вы, что я Посланник Аллаха?" Они ответили: "Мы свидетельствуем, что Мусайляма является посланником Аллаха". Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я уверовал в Аллаха и в его посланников. Если бы я убивал послов, то убил бы вас обоих". Так и сложилось в дальнейшем, что послов не убивают» (Имам Ахмад).
В другой версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд от Наима ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وَاللهِ لَوْلاَ أَنَّ الرُّسُلَ لاَ تُقْتَلُ لَضَرَبْتُ أَعْنَاقَكُمَا
«Если бы не было правила, согласно которому послов не убивают, я отрезал бы вам обоим головы». (Абу Давуд)
Эти оба хадиса указывают на то, что Ислам не дозволяет убивать послов, прибывших к нам от немусульман, даже если они произнесут слова неверия перед имамом и остальными мусульманами. Поэтому в шариате относительно этого вопроса сложилось правовое заключение, что послов не убивают.
Что же стало доводом для Кутуза в принятии такого решения? Почему учёные того времени не высказались относительно этого случая? Или, может, они высказались, но их слова не дошли до нас?
Вполне возможно, что Кутуз принял это решение, учитывая все те зверства, которые творили монголы. Ведь в ходе своих беспощадных карательных экспедиций они перешли все границы и нарушили все нормы и договорённости.
Монгольская армия без разбора и в огромном количестве убивала женщин, стариков и детей, которые не принимали участия в военных действиях. Только в одном Багдаде монголы уничтожили более миллиона мусульман, не считая городов, которые они уничтожили до и после Багдада.
Плюс к этому монгольские послы непочтительно отнеслись к султану, говорили с ним очень грубо и надменно. И в итоге Кутуз вынес такое, немного странное с точки зрения шариата, решение…
То, что произошло, также может быть упущением или ошибкой в иджтихаде со стороны султана Аль-Музаффара Кутуза и его амиров. Ведь каждому человеку, каким бы великим он ни был (кроме пророков, мир им), свойственно ошибаться.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Смотрите также:
Чем пригрозили монголы Египту и правителю Кутузу
Кутуз и его противостояние монголам
Кутуз и его противостояние монголам. Часть 2
Как Кутуз укрепил армию Египта к встрече с монголами. Часть 1