Какие проблемы возникли у египетской армии относительно Акко? Каковы были итоги дипломатических усилий, которые были предприняты Кутузом? Обо всём этом вы узнаете из этой статьи.
Подготовка египетской армии к походу длилась пять месяцев. Она началась в месяце Раби аль-авваль 658 года по хиджре (1260 год) и завершилась в месяце Раджаб того же года.
Во время этой подготовки Кутуз параллельно вёл дипломатические переговоры об обеспечении безопасного пути передвижения войск. Немалые территории Палестины, Ливана и Сирии находились под властью крестоносцев.
Важное значение для Кутуза представляли территории, которые были под контролем крестоносцев на берегу Средиземного Моря. На этих территориях были расположены княжества Акко, Хайфа, Бейрут, Лазикия, Антакия (Антиохия) и другие.
Самым сильным княжеством среди всех этих маленьких государств было Акко (А́кко – араб. عكا, европейские языки: Acre, St. Jean d’Acre – город в Западной Галилее (Израиль) примерно в 18 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря), расположенное на территории Палестины. Именно через это княжество должна была пройти египетская армия по пути в Палестину. Кутуз должен был решить, как поступить с крестоносцами, которые издавна являлись его заклятыми врагам.
Давайте немного порассуждаем вместе с Кутузом. Во-первых, крестоносцы были такими же врагами Кутуза, как и монголы. Более того, крестоносцы представляли намного большую опасность для мусульман, чем монголы. Потому что монгольское нашествие было варварской войной, которая не имела стратегических планов и конкретных целей и задач. Они имели только одну цель – уничтожить и опустошить.
А что касается планов крестоносцев на территории исламского мира, то они кардинально отличались от монгольских. Крестоносцы вели с мусульманами идеологическую войну и очень ненавидели мусульман.
Крестоносцы планировали создать на Ближнем Востоке на мусульманских землях своё государство, переселив европейцев на место мусульман, которые являлись коренными жителями Палестины, Сирии, Ливана и так далее.
Есть большая разница между завоеванием народом и завоеванием армией. Монгольская армия в любом случае должна была покинуть эти земли, но европейские народы, переселившиеся на Ближний Восток, не собирались уходить, ведь они прибыли на эти земли, чтобы строить там свою жизнь.
Тот факт, что крестоносцы вели идеологическую войну с мусульманами и прибыли на их земли с целью остаться там навсегда, делал их приход более опасным, чем монгольское нашествие. И это учитывая, что монголы принесли намного больше разрушений и были более губительны для мусульманского народа.
В любом случае война с обоими врагами имела очень печальные последствия. И Кутуз прекрасно знал, что крестоносцы такие же враги ему, как и монголы, и что необходимо учитывать это в предстоящих переговорах с крестоносцами Акко.
Во-вторых, давно было известно о взаимопомощи и союзных договорах между монголами и крестоносцами. Более того, именно крестоносцы со времён Чингисхана вызывали у монголов интерес к завоеванию исламских земель.
Они также активно помогали монголам в завоевании Багдада и других городов Шама. Поэтому велика была вероятность того, что монголы раньше мусульман заключат стратегический союз с крестоносцами в Акко.
В-третьих, хотя Кутуз и допускал возможность заключения монголо-христианского союза, он знал, что крестоносцы из Акко ненавидят монголов так же сильно, как мусульман. Однако они не только ненавидели монголов, но и очень боялись их, ибо монголы не выполняли обещания и не соблюдали договоры.
Также они не забыли о резне, которую учинили монголы в Восточной Европе, России и в других регионах. Ведь с тех пор, как монголы разграбили христианские княжества Са́йда (араб. صيدا, в древности Сидо́н, третий по величине город Ливана, расположенный на побережье Средиземного моря) и Бейрут, прошло всего лишь несколько месяцев.
Кроме всего этого, христиане Акко испытывали к Хулагу страшную ненависть из-за того, что он назначил ортодоксального греческого священника патриархом Антиохийской католической церкви это при той вражде, которая издавна существовала между католиками и греческими ортодоксами (а христиане Акко были фанатичными католиками). Такого в католической церкви никогда ранее не было.
Они категорически не были согласны с таким ходом событий в Антиохии, не говоря уж о похожем исходе в Акко. С такой судьбой для Акко, как у Антиохийской церкви, они никогда бы не согласились. Зная всё это, крестоносцы Акко тряслись от страха перед монголами, и это, конечно же, было на руку Кутузу.
В-четвёртых, на то время (658 год по хиджре) крестоносцы были очень слабы. Этот спад продолжался с тех пор, как они потерпели поражение в сражении Аль-Мансура в 648 году по хиджре, в ходе которого было убито большое количество солдат, а остальные были взяты в плен. После этих событий французский король Людовик IX был вынужден вернуться обратно в Европу.
Если добавить ко всему этому освобождение Иерусалима Салахуддином Аль-Аюби в 643 году по хиджре, мы можем ясно понять, каково было на тот момент истинное положение крестоносцев на Ближнем Востоке. Всё это сильно повлияло на уровень подготовки и боеспособности армии крестоносцев в Акко.
Исходя из этого, Кутуз понял, что он имеет дело с очень враждебным, но в то же время не очень сильным врагом.
В-пятых, княжество Акко было самым укреплённым городом на территории всего Шама и Палестины.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Смотрите также:
Некоторые мнимые преимущества ожидания прихода врага в Египет
Перенос театра военных действий на территорию Палестины. Часть 1
Как Кутуз принял окончательное решение выйти на джихад против монголов
Чрезвычайно жёсткая фетва шейха Ибн Абдуссаляма
Чем пригрозили монголы Египту и правителю Кутузу
Кутуз и его противостояние монголам
Кутуз и его противостояние монголам. Часть 2
Как Кутуз укрепил армию Египта к встрече с монголами. Часть 1