Эти три имени Всевышнего однокоренные.
Имя Аллаха Аль-‘Али́м (الْعَلِيمُ — с ударением на второй слог) в Коране встречается в 157 местах. Приведём некоторые из этих аятов:
إِنَّكَ أَنْتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ
(смысл): «Воистину, Ты — Всеведущий, Мудрый». (Сура аль-Бакара: 32)
وَهُوَ الْعَلِيمُ الْقَدِيرُ
(смысл): «Ибо Он — Всезнающий, Всемогущий». (Сура Ар-Рум: 54)
وَكَفَى بِاللّهِ عَلِيمًا
(смысл): «И достаточно того, что Аллах ведает обо всякой вещи». (Сура Ан-Ниса, 70)
ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ
(смысл): «Таково установление Могущественного, Знающего». (Сура Аль-Ан‘ам: 96)
Имя Создателя Аль-‘А́лим (العَالِمُ — с ударением на первый слог) в Священной Книге упоминается 13 раз. Приведём два аята с примерами:
عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ
(смысл): «Он знает и сокровенное, и явное». (Сура Аль-Ан‘ам: 73)
عَالِمِ الْغَيْبِ لَا يَعْزُبُ عَنْهُ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ
(смысл): «Ведающий сокровенное, не укроется от Него ничто, даже весом в пылинку». (Сура Сабаъ: 3)
Имя Бога Аль-‘Алля́м (العَلاَّمُ) повторяется в Священном Писании четыре раза. Приведём один из этих аятов:
أَنتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ
(смысл): «Воистину, Ты — Ведающий сокровенное». (Сура Аль-Маида: 109)
Суть слова «знание», если оно применяется относительно людей, означает отсутствие невежества. Знание же Творца охватывает всякую вещь, внешне и внутри, по частям и целиком, с начала и до конца, её прошлое, настоящее и будущее. Он даже знает о том, что ещё не появилось на Свет. Нет предела его знанию. Его знания не увеличиваются и не уменьшаются. В Коране сказано:
وَمَا تَسْقُطُ مِنْ وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِي كِتَابٍ مُبِينٍ
(смысл): «Ему известно то, что на суше и в море (обо всех живых и неживых созданиях). Даже лист падает только с Его ведома (Он знает, когда и куда упадёт этот лист). Любое зёрнышко во мраке земли, всё свежее и сухое — всё это записано в Ясной Книге». (Сура Аль-Ан‘ам: 59)
Знания Аллаха не подобны знанию человека. Наше знание пришло после незнания, то есть изначально мы были незнающими, потом обрели знания. А что касается знаний Творца, то они не появились после незнания, они были всегда и не имеют начала.
Поняв, что означают эти имена Аллаха, мы должны больше проявлять страх перед Ним и возвеличивать Его. Также мы должны контролировать себя, ведь всё происходит с Его ведома, в Его владении, под Его взглядом и слухом.
Нам следует также подчиниться всему, что происходит в мире, ведь это происходит с Его знания, Его воли, Его мудрости. И каждый раз, когда нас постигает какая-то трудность, нужно помнить, что она исходит от Всезнающего, поэтому нужно принять это испытание, быть довольным Его решением и подчиниться.
Также это обязывает нас больше любить Создателя, ибо Он любит знания и знающих и не приветствует безграмотность и невежд. Следовательно, мы должны понять, что путь обретения знаний — это и есть поклонение Творцу. Не зря первый аят, ниспосланный Всевышним Пророку Мухаммаду ﷺ, гласит: «Читай».
Знания разнятся по мере изучаемого. Лучшими же являются знания, связанные с Творцом, с Его именами, эпитетами, мудростью Его решений. Поэтому следует изучать каноны религии, так как это приближает нас к Аллаху, ведёт к богобоязненности.
Всевышний Аллах в Священном Писании сказал:
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء
(смысл): «Ведь Аллаха боятся только знающие из Его рабов». (Сура Фатир: 28)
То есть знающие люди и есть богобоязненные. Тот, у кого нет боязни, не считается знатоком, даже если имеет все знания этого и грядущего миров.
Такое же важное значение имеют знания об окружающей среде, о человеке — они нужны для того, чтобы мы понимали, насколько сведущ Создатель, ведь по сей день учёные делают открытия, о которых Всевышний знал всегда.
Также важно изучение небесной сферы и галактик. В Священном Коране Бог нас призывает обращать внимание на небеса и землю, на человека, на животный мир и многое другое.
Если сравнивать знания с имуществом, то у знаний больше преимуществ: ты бережёшь имущество, а знания берегут тебя; имущество уменьшается при расходовании, а знания, напротив, множатся при раздаче.
Однако у знания есть и обратная сторона. Нельзя гордиться и кичиться своими знаниями, считать себя выше других, или же думать, что ты обрёл эти знания лишь только благодаря своим заслугам и усердию. Некий поэт сказал: «Если бы знания без богобоязненности имели бы цену, то лучшим творением Аллаха был бы Иблис».
Имея знания, нужно в первую очередь соответствовать им, то есть практиковать их. Затем следует делиться этим опытом с другими, дабы стать причиной их улучшения. Также будет уместно просить у Создателя защиты от бесполезных знаний и информации.
О мой Господь! Ты знаешь обо всём. Все творения пребывают в неведении, за исключением тех, кого Ты одарил знаниями. Все рабы пребывают в заблуждении, кроме тех, кого Ты наставил. Ниспошли нашим сердцам свет Твоих имён Аль-‘Али́м, Аль-‘А́лим и Аль-‘Алля́м. Амин.
Магомедрасул Магомедов
Смотрите также:
Что означают имена Бога «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим»
Что означает имя Всевышнего Аль-Малик
Что означает имя Бога Аль-Куддус
Что означает имя Бога «Ас-Салям»
Что означает имя Бога Аль-Мухаймин
Что означает имя Бога Аль-‘Азиз
Что означает имя Бога Аль-Джаббар
Что означают имена Бога «Аль-Мутакаббир» и «Аль-Кабир»
Что означают имена Бога «Аль-Халик» и «Аль-Халляк»
Что означает имя Бога Аль-Мусаввир?
Что означают имена Бога Аль-Кахир и Аль-Каххар
Что означает имя Бога Аль-Ваххаб
Что означает имя Бога Аль-Бариъ