Идея Платона как основа формирования философского понимания ахирата

29 Ноябрь 2019
4622

Причиной трагического финала Советской системы, которая имела ряд прогрессивных качеств наряду с отрицательными, была неспособность вождей большевизма к диалектическому мышлению. Философию Георга Гегеля коммунисты извратили принципиально, хотя много говорили о признании учения этого мыслителя.

Главный их недостаток в том, что они уничтожили «плохие» стороны необходимых противоположностей общества. Класс богачей был истреблён во имя торжества бедных; религия уничтожена во имя атеизма и культа вождей.

Закономерно, что отрицание законов и принципов диалектики вызвало самоуничтожение оставшейся стороны противоположностей. Бедные в СССР так и не стали богатыми, атеизм не смог стать господствующей идеологией, а власть вождей завершилась крахом.

Ислам был заложен Всевышним Аллахом как диалектическая религия, которая признаёт стремление к материальному достатку земного бытия при приоритете достижения милости Всевышнего в ахирате. Именно такая природа учения Посланника Аллаха дала возможность Исламу преодолеть тяжёлые времена застоя и колониального гнёта.

У нас есть также уверенность в том, что мусульмане сумеют выйти из современного состояния, несмотря на то, что разрушительные силы из псевдоисламских сект начали наступление на последователей Ахль-Сунны.

Именно наличие диалектики в философии Платона способствовало тому, что этот величайший мыслитель был признан исламскими алимами Средневековья. Наряду с Аристотелем учение Платона (Афлитуна) стало основой формирования арабо-исламской философии, которая представляет собой уникальное явление в истории развития науки.

Как и Пророк Мухаммад , древнегреческий философ признавал наличие двойственности бытия: дуньи и ахирата. Только у Платона ахират выражается понятием как Идея, а дунья проявляется в мире вещей.

Для него Идея представляет собой истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом. Также она выражает первопричину, источник бытия, образец творения мира земных вещей.

Идея есть цель, к которой как к верховному благу стремится всё существующее. Её признаками выступают объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства времени.

По нашему мнению, все перечисленные качества и признаки платоновской Идеи можно объединить под одним словом – Аллах. Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Творец наделил всё бытие алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман – единственный Творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.

Во-первых, Он – истинно сущее, то есть имеет конкретные свойства и качества. Они выражаются «99 Прекрасными Именами Аллаха». Также Бытие Всевышнего проявляется в коранических аятах, например, в суре Аль-Фатиха:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ  الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ  الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ  مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

(смысл): «С именем Аллаха Милующего и Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда. Вся хвала и благодарность Аллаху, Господу миров, а не тем, кому поклоняются помимо Него; Милостивому, Милующему ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День суда; Властелину Судного дня – Дня расчёта и воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот Судный день».

Во-вторых, люди не могут воспринимать Аллаха своими органами чувств, что проявляется в аятах суры Аль-Анам:

لَا تُدْرِكُهُ الْأَبْصَارُ

(смысл): «Не постигают Его взоры». (сура Аль-Ан‘ам: 103)

В-третьих, Он сотворил всё: от элементарной частицы до метагалактик. Кроме того, Аллах каждое мгновение управляет всем, изменяет всё то, что требует изменений, ибо Он Всевышний, Знающий. Эти Его качества, определённые Платоном, отражены в 12 аяте суры Ат-Талак:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا

(смысл): «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и из земли – подобное же им. Нисходит откровение Аллаха (вахью) между небесами и землей, чтобы вы знали, что Аллах Всемогущ и что Аллах Всезнающ». (сура Ат-Талак: 12)

В соответствии с диалектическим подходом к бытию Платон делит всё сущее на мир Идей и мир земной. Понятно, что в Исламе это деление сущего на дунью и ахират. Первое – это земной мир, в характеристике древнегреческого мыслителя он представляет собой всю совокупность чувственно воспринимаемых вещей. Они существуют в пространстве, возникают, изменяются и исчезают во времени. То есть, как и сказано в Коране, этот земной мир вещей представляет собой всего лишь преходящее и иллюзорное явление, как пена морская, как зелёная трава, которая скоро увянет и превратится в труху.

По философии Платона ахират есть мир Идеи, что представляет собой бытие вечного и прекрасного. Оно неизменно, самостоятельно и не привязано к каким-либо условиям, как вещи. Прекрасное безусловно и безотносительно, в то время как чувственные вещи всегда стоят под теми или иными условиями.

Согласно Платону, Идея ассоциируется с понятием Прекрасного, то есть её главным качеством выступает красота. Идея прекрасна сама по себе, как абсолютное явление, она не подлежит никакому изменению или превращению. Идея и есть вечная сущность, всегда равная самой себе. Постижение Идеи прекрасного представляет труднейшую задачу.

Следующим качеством Идеи выступает благо. Согласно Платону, над всем главенствует Идея блага, а это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: всё направлено на благую цель. Однако следует отметить, что лишь при руководстве Идеей благо становится пригодным и полезным. Без Идеи блага все человеческие знания, даже наиболее полные, совершенно бесполезны.

Простому человеку без вузовского образования вышеперечисленные мысли могут быть непонятны. Зато каждому мусульманину понятно, о чём речь. Платоновскую Идею необходимо понимать как выражение сущности Всевышнего, имеющего абсолютные качества. Прекрасное и Благо представляют собой основополагающие качества Аллаха как парадигмы и цели прогресса Вселенной: всей природы и человечества.

Особенно поразительной выступает мысль Платона о том, что человек без Аллаха не может достичь Прекрасного и Блага. Все усилия ума и тела окажутся совершенно бесполезными, если личность не получит благословления Творца.

Соответствует канонам Ислама и мысль Платона о том, что земная задача людей – достижение Прекрасного и Блага.

Под Прекрасным мы понимаем воспитание высокой нравственности людей на примере Пророка Мухаммада , формирования гармоничной уммы, где каждому мусульманину представлены возможности для достижения материального достатка.

Благо для мусульман есть накопление добрых дел, которые будут приняты Аллахом в ахирате. По нашему мнению, оно включает намазы, зикры, пост, закят, милостыню, хадж, молитвы и другие проявления богослужения.

Именно они выступают одним из главных отличий человека от животных и условием получения милости Аллаха в этом мире и в ахирате. Чем полнее выполняются эти проявления богослужения, чем больше шансов на получение «путёвки» в вечные райские сади.

Таким образом, видение Платоном смысла Прекрасного и Блага соответствует канонам Ислама. Они проявляется в том, что мусульманин свою жизнь посвящает участию в движении к вечной природе Идеи, воплощению Идеи в действительность. Выполняя требования ибады и адаба, мы прямо или косвенно посвящаем себя Аллаху, получая возможность самосовершенствования.

В Священном Коране 45–48 аяты суры Аль-Хиджр выражают психологические компоненты платоновской Идеи, которая уготована Аллахом для истинно благочестивых мусульман.

إِنَّ الْمُتَّقِينَ فِي جَنَّاتٍ وَعُيُونٍ ادْخُلُوهَا بِسَلَامٍ آمِنِينَ وَنَزَعْنَا مَا فِي صُدُورِهِم مِّنْ غِلٍّ إِخْوَانًا عَلَى سُرُرٍ مُّتَقَابِلِينَ لَا يَمَسُّهُمْ فِيهَا نَصَبٌ وَمَا هُم مِّنْهَا بِمُخْرَجِينَ

(смысл): «Поистине, остерегающиеся непристойностей и ширка (придания Аллаху сотоварища) окажутся в райских садах рядом с источниками райского хамра и мёда. И будет им сказано: "Входите в Рай с миром и будучи в полной безопасности". И Мы изымем всю злобу и ненависть, что была у обитателей Рая в груди. И будут они жить в Раю братьями, сидя на ложах, обратившись лицом друг к другу. Не коснётся их там усталость, и никогда не будут они оттуда [из Рая] выведены». (сура Аль-Хиджр: 45–48)

Аяты суры Аль Кахф позволяют нам представить материальные элементы ахирата, которые получат богобоязненные мусульмане, всей душой и телом выполняющие требования ибады и адаба.

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ إِنَّا لَا نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلًا أُولَئِكَ لَهُمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهِمُ الْأَنْهَارُ يُحَلَّوْنَ فِيهَا مِنْ أَسَاوِرَ مِن ذَهَبٍ وَيَلْبَسُونَ ثِيَابًا خُضْرًا مِّن سُندُسٍ وَإِسْتَبْرَقٍ مُّتَّكِئِينَ فِيهَا عَلَى الْأَرَائِكِ نِعْمَ الثَّوَابُ وَحَسُنَتْ مُرْتَفَقًا

(смысл): «Поистине, те, кто уверовал и совершал праведные, – Мы не погубим награды тех, кто совершал добрые деяния и проявил в них искренность. Для них уготованы райские сады ‘Адн, в которых текут реки. Их украсят в Раю браслетами из золота, и облекутся они в зелёные одеяния из атласа и парчи, возлежа на золотых ложах. Как прекрасна эта награда, и какое хорошее прибежище (Рай)». (сура Аль-Кахф: 30-31)

Ничего греховного и постыдного нет в том, что в мирской жизни многие из нас стремятся накопить богатство в виде золота и дорогих вещей. И если мы не сможем их приобрести в этом мире, то в ахирате мусульмане будут обеспечены всеми этими знакомыми и незнакомыми нам на Земле вещами.

Нет сомнений в том, что платоновское Прекрасное в мире Идеи реализуется в полной мере и служит истинным верующим, полностью посвятившем земную жизнь подготовке к ахирату.

Таким образом, то, что исламские философы приняли именно учение великих Платона и Аристотеля, вполне обосновано. Потому что Пророк Мухаммад и они вели речь от единого источника – Всевышнего Аллаха и об общих объектах и процессах.

Различие только в том, что философы посвятили свои мысли древним грекам, а Посланник Творца – средневековым арабам. Причём исламские алимы-философы смогли дополнить учение Платона и Аристотеля и передать его европейцам, другим народам мира, пополнив бесценную сокровищницу мировой науки.

Марат Якупов

 

Смотрите также:

В каком возрасте люди будут воскрешены в Судный день?

Признаки Судного дня

Кто будет воскрешён первым в Судный день?

Первое, за что будет спрошено с человека в Судный день

Каким образом пост будет заступаться за нас в Судный день?

Как укрыться в Судный день в тени Арша

Такой человек в Судный день будет опозорен

Пять человек, которые появятся перед Судным днем

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.