Как заслужить довольство Всевышнего, пока спишь?

11 Ноябрь 2017
5012

Сон – это удивительное состояние человека и одно из великих знамений Аллаха. В то же время сон является неотъемлемой частью жизни каждого человека, без которой просто невозможна жизнедеятельность. Это милость от Всевышнего Аллаха для своих рабов, чтобы у них было время для отдыха.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَجَعَلْنَا نَوْمَكُمْ سُبَاتًا وَجَعَلْنَا اللَّيْلَ لِبَاسًا وَجَعَلْنَا النَّهَارَ مَعَاشًا

(смысл): «И Мы сделали сон ваш отдыхом, чтобы отдохнули ваши тела, и Мы сделали ночь покровом, которая покрывает своей темнотой, как одежда закрывает вас, и сделали день временем для занятия житейскими делами, чтобы в это время человек искал себе средства для жизни и пропитания» (сура ан-Набаъ: 9-11).

Как говорится в этом аяте, Всевышний Аллах выделил для своих рабов ночь, на протяжении которой человек может отдохнуть, собраться с новыми силами и успокоиться. А светлое время суток, то есть день Аллах выделил для житейских дел, чтобы человек добывал пропитание, которое для него предопределил Всевышний Аллах.

Однако многие люди забывают о том, что сон – это дар от Всевышнего, и относятся к нему как к чему-то обыденному, не придавая ему особого значения. Кто-то представляет сон как необходимое для жизнедеятельности человека состояние. А другие убеждены, что время сна – это пустая трата времени, ведь в это время человек мог бы заниматься гораздо более важными делами.

Но истинный мусульманин любое своё действие, в том числе и сон, взвешивает на весах шариата и рассматривает с точки зрения религии. Если рассмотреть таким образом то или иное действие человека с точки зрения Ислама, то можно сказать, что в большинстве случаев в зависимости от намерения оно бывает либо благим, либо греховным.

Как любое дозволенное действие в зависимости от намерения человека может стать греховным, точно так же это действие может стать и благим поступком, за которое ему запишется вознаграждение. Таким же образом и сон человека может стать благим деянием, которым доволен Всевышний Аллах.

От 'Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

... إنما الأعمال بالنيات وإنما لكل امرىء ما نوى

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести...» (Бухари, Муслим).

Каково же должно быть намерение для сна, чтобы обрести довольство Всевышнего? Если человек спит, только восполняя свою физическую потребность, для него это остаётся только сном. Если же человек спит для мира вечного, то есть с намерением обрести довольство Всевышнего во сне, сон становится благом для него и приносит ему вознаграждение.

Мусульманин, желающий получить довольство Всевышнего в этом Мире и в Ахирате, всегда выполняет сунны отхода ко сну, совершает дуа перед сном, намеревается не просто отдохнуть, а набраться сил для совершения благих дел и поклонения Всевышнему Аллаху.

Следовательно, если человек выполняет адабы сна и читает дуа и азкары, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал произносить перед сном, за это ему будет дано большое вознаграждение. Также желательно совершить омовение перед сном, и за это человек получает прощение от Аллаха и защиту ангелов.

От Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من بات طاهرا بات في شعاره ملك فلم يستيقظ إلا قال الملك اللهم اغفر لعبدك فلان فإنه بات طاهرا

«Около того, кто пребывает ночью в состоянии омовения, проводит ночь ангел, и каждый раз, когда этот человек просыпается, ангел обязательно говорит: "О Аллах, прости такого-то Твоего раба, ибо он спал с омовением» (Ибн Хиббан).

Передают со слов Хузайфы и Абу Зарра (да будет доволен Аллах ими обоими), что, укладываясь спать, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:

باسْمِكَ اللَّهُمَّ أحْيا وأمُوت

«Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут»

«С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю» (Бухари). То есть просыпаюсь и засыпаю.

От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему и Фатиме (да будет доволен Аллах ими обоими):

إذَا أوَيْتُما إلى فِرَاشِكُما، أوْ إذَا أخَذْتُما مَضَاجِعَكُما، فَكَبِّرَا ثَلاثاً وَثَلاثِينَ، وَسَبِّحا ثَلاثاً وثَلاثِينَ، وَاحْمَدَا ثَلاَثاً وَثَلاثِينَ

«Когда уляжетесь в постель, говорите: “Аллаху акбар” по тридцать три раза, “Субхана-Ллах” по тридцать три раза и “Аль-хамду ли-Ллях” по тридцать три раза». (Бухари Муслим)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить слова «Субхана-Ллах» по тридцать четыре раза.

А в третьей версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить слова «Аллаху акбар» по тридцать четыре раза.

‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

فما تركته منذ سمعتُه من رسول الله صلى الله عليه وسلم قيل له: ولا ليلة صفين؟ قال: ولا ليلة صفّين

«И я всегда делал это с тех пор, как услышал эти слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине?»

Он ответил: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине».

Также передают со слов матери правоверных Хафсы (да будет доволен ею Аллах), что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел спать, он клал под голову правую руку и трижды говорил:

اللَّهُمَّ قِني عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبادَكَ

«Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя явма таб‘асу ‘ибада-кя»

«О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих Рабов». (Абу Давуд)

Кроме этих передаётся множество дуа, азкаров, сур и аятов Корана, которые рекомендуется читать перед сном. Более того, нежелательно засыпать, не помянув Всевышнего Аллаха.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَعَدَ مَقْعَداً لَمْ يَذْكُر اللَّهَ تَعَالى فِيهِ كَانَتْ عَلَيْهِ مِنَ اللَّهِ تِرَةٌ، وَمَنْ اضْطَجَعَ مَضْجَعاً لا يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى فِيهِ كانَتْ عَلَيْهِ مِنَ اللَّهِ تَعالى تِرَةٌ

«Убыль от Всевышнего Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Всевышнего Аллаха, как постигнет она и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Всевышнего Аллаха» (Абу Давуд).

Образ жизни, который предписывает мусульманину его религия, очень умеренный и сбалансированный. Человек должен не пренебрегать мирским, но и не забывать об ахирате. Он должен соблюдать права своего тела, при этом придавать любому деянию духовный смысл.

Даже такое простое ежедневное действие, как сон, в зависимости от одного лишь намерения, не говоря уже об остальных его адабах, может стать для верующего актом поклонения и приносить ему довольство Всевышнего в то время, как он спит.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

 

Смотрите также:

Как увидеть правдивый сон

Какую информацию несут в себе сновидения

Толкование снов

Плохие сны малышки лялечки

Правильный сон

Адабы сна

Сон – это брат смерти

О пользе сна

Ты уверен, что не умрёшь во время сна?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.