От чего зависит счастье?

3 Март 2021
1832

Будь подобен пчеле и не будь похож на сонную муху

Человек – никто в этом мире, если у него нет поставленной цели, которую он хочет реализовать. Поэтому счастлив тот, кто имеет цель и стремится к ней.

Счастлив ли такой человек? Тот, кто поставил перед собой цель, действительно счастлив? Не все согласятся с этим и в противовес могут привести жизненные примеры многих людей, которые поставили перед собой цель, но не слишком счастливы.

Так в чём же дело? Может, цель выбрана не та? Может, ориентиры не те? Может, метод достижения цели не тот? Может, он поставил цель, но ничего не делает для её воплощения в жизнь? Ниже попробуем разобраться с этим вопросом.

Всевышний Аллах сотворил человека с целями и желаниями. Но цели у всех разные: у кого-то высокие, у кого-то низкие; у кого-то большие, у кого-то маленькие. И от того, какие у человека цели и желания, будет зависеть его степень на этом свете и на том. Обладателем самой высокой цели считают того, кто доводит до конца своё дело. В зависимости от целей люди делятся на три категории:

1. стремящиеся к высоким целям только на словах;

Есть категория людей, которые стремятся к высоким целям только на словах, но не проявляют никакого стремления достичь их. Они живут пустыми мечтаниями, не имея никакой мотивации сдвинуться со своего места.

Они вялые, ленивые, не хотят себя обременять чем-либо, даже если это касается их личных интересов. Что говорить о личных интересах, если они не хотят пошевелиться даже в крайне необходимых вопросах, таких как учёба или работа.

2. занимающиеся бессмысленными вещами;

Есть категория людей, которые занимаются бессмысленными вещами. Такие люди согласны иметь меньше, хотя могут приобрести больше, чем у них есть.

Во времена правления ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) некий поэт по имени Аль-Хаджау аль-Хутайат написал стихотворение, высмеивая в нем Зибрикана, сына Бадра:

دَع المكارمَ  لا تَرحل لبُغْيَتها   واقعدْ فإنَّك أنتَ الطَّاعمُ الكَاسِـــــي

«Оставь красивые нравы, не отправляйся в путь, чтобы приобрести их. Сиди, ведь ты любишь есть и одеваться».

Смысл этого стиха: ты человек, который не обладает благими нравственными качествами, твоя главная цель на этом свете – поиск еды и одежды.

Зибрикан рассердился на поэта и пожаловался правителю ‘Умару (да будет доволен им Аллах). Правитель, чтобы решить возникший между ними спор, позвал Хасана ибн Сабита, который хорошо разбирался в поэзии, и спросил: «Как ты думаешь, в этих стихах есть высмеивание человека?». На что Хасан ответил: «Да, высмеивание присутствует». И ‘Умар (да будет доволен им Аллах) повелел заточить поэта в тюрьму.

3. те, кто поставил перед собой высокие цели.

Третья категория людей имеет высокие цели. И самая высокая цель – это то, что угодно Всевышнему Аллаху и Его Посланнику . У такой категории людей усердие будет связано с Ахиратом. И всё, что есть на этом свете, он оборачивает в пользу для жизни в потустороннем мире.

Говорят: твоё усердие направлено на то, что беспокоит тебя. Заметьте, если мастера разных ремёсел зайдут в построенный дом, каждый будет обращать внимание на то, что связано с его ремеслом: строитель будет смотреть на стены, ровно ли они возведены; плотник обратит внимание на двери и окна; ткач – на текстиль.

Таким же образом и бдительный верующий, если видит темноту, вспоминает о могильной темноте; когда чувствует боль, вспоминает наказание; если слышит страшный звук, вспоминает о том, кто дует в рог, предвещающий приближение Судного дня; когда видит спящих, вспоминает о тех, кто лежит в могилах; когда видит наслаждения, вспоминает Рай.

Ты пчела или муха?

Нет сомнений, что даже у животных усердие разнится. Паук с рождения строит себе дом, а змея ищет приюта в норах, вырытых другими, так как она по своей природе притеснитель. Ворон ест мертвечину, а сокол не питается ею. Лев не ест ни мертвечины, ни залежалого мяса.

Если мы обратим внимание, то найдём, что некоторые люди похожи на льва, который ест только лучшее. Некоторые похожи на сокола, который стремится к хорошей еде. А некоторые подобны ворону, который питается объедками.

От Абу Разина (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَثَلُ ‌الْمُؤْمِنِ ‌مَثَلُ ‌النَّحْلَةِ لَا تَأْكُلُ إِلَّا طَيِّبًا وَلَا تَضَعُ إِلَّا طَيِّبًا

«Верующий подобен пчеле, она не потребляет ничего, кроме благого, и не даёт ничего, кроме благого». (Ибн Хиббан, 247)

Поэтому будь подобен пчеле, которая ищет цветы и сторонится грязного – тогда ты сможешь извлекать нектар из цветка. И не будь подобен мухе, которая ищет раны и садится на них.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муханнад Джамаль ас-Сакка,

преподаватель аспирантуры при ДИУ

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Хочешь быть счастливым?

Истинное счастье в Исламе

3 вещи, которые лишают вас заслуженного счастья

Не в деньгах счастье, и даже не в их количестве

Истинное счастье…

Найди путь к счастью

Счастье ребенка в полноценной семье

Приобретай счастье

Ты рассчитываешь на счастье в вечной жизни?

Счастье – в вере

Счастье человека напрямую зависит от намаза

Как мусульмане вырабатывают гормоны счастья

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle