Смартфоны: тёмная сторона. Часть 2
Важно не только то, что на наших экранах. Согласно инсайдерской информации, операторы соцсетей отслеживают данные о каждом нашем касании, пролистывании или клике, анализируя их в режиме реального времени. Отталкиваясь от этих результатов, искусственный интеллект меняет то, что мы видим на экране, заставляя нас возвращаться вновь и вновь.
На нас проводят крупнейший поведенческий эксперимент за всю историю. Нас постоянно испытывают. «К примеру, мы поменяем цвет кнопки Like. Как вам такой оттенок синего? А добавить чуточку красного?..» И на нас продолжают испытывать разные кнопки в разных ситуациях, пока не найдут идеальную форму и цвет, которые заставят пользователя до бесконечности прокручивать ленту.
Другими словами, за экраном вашего телефона скрываются тысячи инженеров, старающиеся вызвать у вас максимальную зависимость. Они берут, так сказать, поведенческий аналог кокаина и рассыпают его по всему интерфейсу.
Вряд ли можно винить разработчиков соцсети за попытки повысить привлекательность своего продукта, но техно-гиганты редко говорят открыто о том, что их технологии вызывают привыкание.
Однако в пригороде Лос-Анджелеса базируется небольшая компания, которая анализирует огромный объём данных об использовании приложений с единственной целью – поймать нас на крючок, и они не скрывают своих методов.
«Простой пример – приложение типа списка дел. Я стираю что-то из списка, и ничего не происходит, а иногда при вычёркивании на экране появляется что-то вроде конфетти. Это мелочь, но, если вы можете контролировать, когда и как это происходит, вы можете заставить людей чаще выполнять это действие».
Один из разработчиков программ для приложений соцсетей, Рамзи Браун говорит, что с помощью таких трюков он может порой заставить людей на 30% чаще обращаться к приложениям. Он решил работать с компаниями, чьи приложения делают людей более здоровыми и счастливыми.
Рамзи изучал нейробиологию, так что он знает, как работает наш мозг, и как технологии могут управлять нашим поведением: «Наша цель – вызвать ощущение счастья, значимости, удовольствия, пусть даже незначительное, в точно выбранный момент. Тогда мозг слегка изменит настройки и создаст новые привычки, чтобы в будущем выполнять больше таких действий.
По сути мы поняли, как добиться управления поведением людей через приложение, объединив искусственный интеллект и научные знания о человеческом поведении, приобретённые ещё предыдущими поколениями».
Программа Рамзи с искусственным интеллектом, которая помогает приложениям формировать привычки, называется Skinner. В её основу легли эксперименты, проведённые Бересом Скиннером в 50-е годы. Учёный тогда увлекался социальной инженерией. Он хотел узнать, можно ли моделировать поведение людей. В так называемом ящике Скиннера голуби учились работать за награду. Скиннер совершил открытие: если награду давать лишь иногда, неожиданно, голуби клевали куда чаще.
В приложениях социальных сетей мы то и дело получаем лайки, репосты, ретвиты и сердечки. Всё это может выступать нашей непредсказуемой наградой, и поскольку мы не знаем, сколько знаков общественного одобрения нас ждёт, мы, как и голуби, стараемся изо всех сил. Современные подростки заглядывают в свои телефоны в среднем 90 раз в день.
Кнопка Like формирует привычку, ведь открыв приложение, вы иногда (но не каждый раз) обнаруживаете там новые лайки. И именно это притягивает нас – тот факт, что мы не знаем, ждёт ли нас сюрприз. Мы этого даже не осознаём, тут задействованы глубинные части подсознания, участвующие в мотивированном поведении. Рамзи говорит, что это поведение управляется дофамином – химическим веществом в мозге, от которого зависит цикл «награда => мотивация => зависимость». Дофамин всего лишь даёт мозгу сигнал: «Эй, то, что ты сейчас сделал, было неожиданно круто, пожалуй, стоит сделать это снова».
Дофамин, эксперименты над поведением и приложения соцсетей – не слишком ли всё это надуманно? Вот что соучредитель и первый президент компании Facebook сказал об изначальной цели соцсетей: «Мы хотим занимать как можно больше вашего времени, и поэтому периодически мы должны давать вам дозы дофамина от того, что кто-то поставил лайк или прокомментировал вашу фотографию или пост».
Вся индустрия азартных игр построена на неожиданном вознаграждении, но связано ли это с приложениями соцсетей на наших смартфонах? Главная черта азартных игр – вы не знаете, когда вы выиграете, и это подогревает стремление к продолжению игры. Непредсказуемые награды активизируют дофаминовую систему.
Часть элементов дизайна приложения для смартфона очень похожа на некоторые игровые автоматы, и если смартфон задействует и использует вашу дофаминовую систему тем же образом, что и азартные игры, это может означать что оба действия способны вызывать зависимость, подобно наркотикам.
Значит, телефон похож на игровой автомат или ещё хуже. Взгляните на мишуру и декор в казино, в индустрии азартных игр это называется «сок». В наших смартфонах он тоже есть – мигающие огоньки, звуковые сигналы, цвета, мелодии…
Продолжение следует…
Нурмухамад Изудинов
Смотрите также:
Я памятник себе воздвиг... виртуальный
Не продавай свой Рай за лайки и комплименты
Социальные сети в копилке грехов
Социальные сети – ДОБРО или ЗЛО?!
Комментирование в социальных сетях
Каково отношение Ислама к «лайкам»