Невозможно разгромить врага, не предприняв для этого никаких действий. Без усилий, стараний и полной отдачи не даётся победа над врагом. Это сложившаяся веками практика в истории мусульман. И во времена монгольского нашествия это не раз подтвердилось.
Многие из мусульман, увидев угнетателей, будто проваливаются сквозь землю, покинув своих братьев на милость врага. Некоторые из них цепляются за несбыточную надежду, что с неба на врагов обрушится молния и уничтожит их, а сами они будут наблюдать за ситуацией издалека.
Однако в жизни так не бывает, поэтому мусульмане должны полагаться на себя, на свою силу, на свой путь... Мусульмане должны делать всё искренне, только ради довольства Всевышнего, следуя пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Ведь без усилий с нашей стороны молния не обрушится на врага. Без усилий и полной отдачи победа не будет достигнута. Эта практика действовала в истории мусульман со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и продолжала действовать во времена монгольского нашествия на мусульманские страны.
Монголы отступили от Ирака и направились в Иран. Сначала они окружили город Хамадан (город в современном Иране, столица провинции Хамадан). После того как монголы взяли город в осаду и закрыли подвоз продовольствия, жители вышли из города, чтобы дать бой монголам.
Между жителями Хамадана и монгольской армией произошло ужасное сражение, в ходе которого с обеих сторон погибло много народу. Однако в итоге монголы одержали победу и прошлись по городу огнём и мечом. Было пролито много крови, а дома горожан были сожжены.
Далее монголы отправились в Ардабил (город на северо-западе Ирана, на реке Карасу, административный центр провинции Ардебиль). Они боем взяли город, убили жителей, разграбили их дома и сожгли город. (Ибн Халдун, «Тарих Ибн Халдун»)
Покончив с Ардабилем, монгольская армия направилась в Тебриз (город у озера Урмия в Иране, административный центр иранской провинции Восточный Азербайджан). Ранее монголы в обмен на имущество, одежду и скот, предоставленные им правителем Тебриза Узбеком ибн Аль-Бахлаваном, отказались от захвата города, но это было зимой, когда стояли лютые морозы, что и было основной причиной отказа монголов от штурма. Однако на этот раз погода была благоприятна, небо было чистое, и ничто не мешало им нарушить договор и захватить Тебриз.
По пути в Тебриз монголы узнали, что его прежний правитель Узбек бежал и городом правит новый человек – Шамсуддин Ат-Таграи. Шамсуддин разбирался в делах религии и государства, и он начал воодушевлять народ в борьбе против врага и укреплять их сердца в сопротивлении.
Шамсуддин укреплял сердца горожан, предупреждал их о последствиях малодушия и пренебрежения, доходчиво разъяснял им то, что они знали в теории и не применяли на практике в своей жизни.
Он говорил: «Ни один человек не умрёт раньше своего срока. Средства к существованию и срок жизни каждого человека предопределены до его рождения. Если мусульмане каждый раз будут уступать монголам, они никогда нас не оставят и не отстанут. Мусульмане смогут защититься от них только своими кольчугами и мечами. Не имея сил и могущества, невозможно защитить свои права в этом мире».
В результате грамотной идеологической работы правителя в сердца жителей Тебриза вселился энтузиазм, и они поднялись вместе со своим праведным командиром, чтобы укрепить свой город, отремонтировать городские стены, расширить траншеи, подготовить оружие, воздвигнуть баррикады и упорядочить ряды. Горожане впервые за долгое время приготовились дать отпор врагам.
До монголов дошли вести о том, что происходит в Тебризе, о том, что город не собирается сдаваться. Они узнали, что там идёт призыв к джихаду и подготовка к битве с ними. Что же предприняли монголы, узнав обо всём этом?
Некоторые читатели могут подумать, что монголы так сильно разгневались, что пришли в бешенство, бросили клич, собрали армию и решили уничтожить безрассудный и сумасбродный, по их мнению, город. Но ничего такого не произошло. Монголы приняли удивительное решение. Они решили вообще не подходить к Тебризу и не вступать в бой с людьми, поднявшими знамя джихада на пути Аллаха. Всевышний вселил страх в сердца монголов, несмотря на их многочисленность.
Вторжение монголов в Байлакан
Байлакан – средневековый город, находившийся на месте нынешнего городища Орен-Кала, в историческом регионе Арран на территории Мильской степи в современном Азербайджане. К сожалению, власти этого города не предприняли того, что сделали власти Тебриза.
Монголы вошли в город в месяц Рамадан 618 года по хиджре и прошлись по нему огнём и мечом, не оставив в живых ни детей, ни стариков, ни женщин. Как пишет Ибн аль-Асир, они вспарывали животы беременным женщинам и убивали детей. После уничтожения населения монголы по традиции разграбили, разрушили и сожгли город. (Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль фи ат-тарих»)
Монголы у ворот Гянджи
Далее монголы двинулись к мусульманскому городу Гяндже. Власти и жители Гянджи поступили так же, как жители Тебриза, и монголы поступили с ними так же, как они поступили Тебризом. Гянджинцы объявили джихад и приготовились дать отпор врагам, поэтому ни один монгольский солдат не вошёл в их город. (Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль фи ат-тарих»)
Неслучайно моголы не решились вторгнуться в города, приготовившиеся дать отпор врагам. Это не совпадение, такова практика Всевышнего Аллаха. Если бы все мусульманские города делали так, монголы и другие не смогли бы ступить своими нечистыми ногами на земли мусульман. Мусульмане долгие годы сохраняли эти земли не численностью солдат, не оружием и военным снаряжением, а искренним джихадом и чистыми сердцами.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
لَا يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا وَلَكِنَّ النَّاسَ أَنْفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ
(смысл): «Поистине, Аллах не наказывает никого без греха и никогда не поступает несправедливо по отношению к своим творениям, люди сами поступают несправедливо к самим себе своим неверием и ослушанием Аллаху». («Сафват ат-тафасир», сура Юнус: 44)
Мухаммад Султанов
Смотрите также:
Возникновение Государства монголов
Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа
Позорный конец правителя Хорезма
Положение европейских стран во времена нашествия монголов
Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства
Завоевание монголами Самарканда
Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма
Монгольское нашествие на мусульманские земли
Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами
Нашествие монголов на Афганистан
Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху
Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак